Физики из Университета штата Мичиган предложили искать следы темной энергии рядом с карликовыми галактиками, а также попробовали объяснить причину, по которой вокруг Млечного Пути вращается небольшое число таких галактик. Работа авторов доступна на сайте arXiv.org, а кратко с ней знакомит издание New Scientist.
Темная энергия, как считается, действует в космологических масштабах, так что ее влиянием на события галактических размеров можно пренебречь. Американские физики в своей работе попробовали доказать, что это не всегда так. Для этого они вычислили критическое расстояние от центра галактики, на котором может стать заметным влияние темной энергии. Оказалось, что такое расстояние может быть сравнимо с размерами самой галактики.
Так, для нашей галактики Млечный Путь, которая в поперечнике имеет около ста тысяч световых лет, критический радиус равен 1,6 миллиона световых лет. Это, в частности, может помочь объяснить, почему вокруг Млечного Пути гораздо меньше карликовых галактик, чем предсказывает компьютерное моделирование.
Для карликовых галактик, которые в десятки тысяч раз легче Млечного Пути и простираются на несколько сотен световых лет в поперечнике, величина критического радиуса значительно меньше. Это позволяет астрономам предположить, что на таких расстояниях от центра карликовых галактик можно заметить влияние темной энергии на замедление вращения газовых облаков вокруг них.
Физики надеются, что астрономы воспользуются их идеей для поиска следов темной материи, несмотря на то что их коллеги считают, что это может потребовать чувствительных телескопов.
Из темных материи и энергии, предположительно, состоит около 95 процентов Вселенной, остальные пять процентов приходятся на барионную материю. С темной энергией связано ускоренное расширение Вселенной, а с темной материей — космологическая постоянная (или лямбда-член в уравнении Эйнштейна) и наблюдаемое распределение барионного вещества во Вселенной.