Ситуация в мире выглядит опасной не только из-за российской агрессии против Украины.
Россия, которая обладает вторым ядерным арсеналом в мире, отреклась от принципа неприменения первой ядерных бомб и ракет. Тем самым впервые после Хиросимы и Нагасаки ядерная держава ввела в свою военную доктрину возможность, по сути, свободного применения самого страшного оружия, пишет Януш Ролицкий в польском издании «Gazeta Wyborcza» (перевод — Иносми.ру).
В течение 45 послевоенных лет две ведущие державы, в том числе Советский Союз, заявляли, что не станут первыми применять ядерное оружие. Это была военно-политическая основа мира той эпохи.
Ее подкрепляли многочисленные соглашения по разоружению между СССР и США. Более того, в мире возникло общественное движение против ядерного оружия, а страна, которая бы объявила о намерении нарушить этот принцип, подверглась бы всеобщей критике.
В свое время мы не относились серьезно к таким песенкам, как, например, известная «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» Это произведение советской пропаганды, как и мировые организации, выступающие за мир, ограничивали свободу Запада в применении ядерного оружия, а заодно связывали руки советским властям. Воздух был пропитан предостережениями от использования ядерного оружия и его порицанием, что не раз сыграло свою роль.
В начале 80-х годов советские радары, перепутав птиц с ракетами, показали, что в направлении СССР запущено множество американских ракет. Это было время сильной напряженности между двумя блоками. Однако находившийся в тот день на дежурстве советский полковник не передал эту тревожную новость своему командованию, а ждал ее подтверждения, нарушив этим все правила. Так он спас мир от ядерной войны.
Сейчас такой атмосферы уже, к сожалению, нет. Наоборот, сегодня даже в массовой культуре (научно-фантастических фильмах и книгах этого жанра) преобладают постапокалиптические образы мира. Я бы не стал переоценивать значение этого явления, однако сложно не обратить на него внимания.
Это особенно сложно в ситуации, когда путинская Россия, формулируя новую военную доктрину, открыто ввела в нее принцип свободного (в зависимости от военных целей) использования ядерного оружия. Вразрез международным договорам она разработала новый тип ракет. Они отличаются большими маневренными возможностями и радиусом действия от 500 до 3000 километров. Их разместили в Калининградской области, и таким образом в зоне их поражения оказалась вся Европа. Чтобы подчеркнуть свою решимость применить это оружие, Россия в последнее время все чаще проводит учения, отрабатывая использование мобильных ракет с ядерными зарядами в боевых действиях. А боевые самолеты с бомбами и ракетами на борту патрулируют натовские границы.
Эти учения, как и сама доктрина, родились из комплексов, корни которых уходят в 90-е годы. Россия играет мускулами, чтобы напугать международную общественность. Мир должен поверить в решимость России, которая готова использовать ядерное оружие для достижения своих политических целей. Этот метод приносит свои эффекты: Россия близка к закреплению своего доминирования в Украине.
Европейские страны, у которых нет сильных противоречий с Россией, любой ценой хотят добиться спокойствия. В итоге, как отмечалось в Gazeta Wyborcza, мы оказались близки к повторению Мюнхенского соглашения — на этот раз в отношении Украины. В 1938 году документы по ликвидации Чехословакии тоже не подписывались — от нее просто отделили области, населенные немецким большинством.
Таким образом, возвращается вопрос, когда Украина окончательно сдастся России и согласится на статус, каким обладают сейчас государства Лукашенко и Назарбаева. Если верх одержит концепция Меркель, нынешнего украинского президента ожидает крах. Остановиться на том, что Запад не станет вооружать Украину, значит обречь это государство на поглощение Россией.
В этой ситуации последней надеждой украинцев остается Америка. Президент Обама — не Рейган, и если он согласится на вариант Меркель и не вооружит Киев, то, к сожалению, сыграет роль предусмотренную Путиным. Потом наверняка последуют действия, направленные на подчинение Москве Прибалтики. Не будем забывать, что после каждой смуты, а таковой считается нынешний период, Россия возвращалась к своим старым границам и силе.
Хотя Америка располагает сокрушительным военным преимуществом над всем остальным миром, сегодняшний Запад неспособен на решительные действия. Ему недостает духа бескомпромиссности и решимости послевоенных западных лидеров. Обращу внимание, что ни НАТО, ни ЕС до сих пор не признали Россию агрессором, придерживаясь новояза, в котором агрессорами считаются так называемые сепаратисты. Далее: Запад не попытался исключить Россию из международной спортивной, научной и культурной жизни.
Агрессия сходит россиянам с рук, а они сами предаются иллюзии, что сильному все позволено, а россказни их пропаганды правдивы. Россию даже не отстранили от участия в спортивных состязаниях, хотя это больное место Путина и россиян. России позволили через два года провести футбольный чемпионат мира. Если он состоится, то станет позорным мероприятием! Никто пока не исключил команд страны-агрессора из розыгрыша европейских кубков (как это было после вторжения в Чехословакию в 1968).
Похожим образом обстоит ситуация с культурным и научным обменом. В нем продолжают участвовать граждане страны, которая безнаказанно аннексирует регион своего соседа и убивает его граждан. Пока Россия и ее жители не почувствуют международного осуждения, повлиять на действия этой страны мягкими санкциями будет невозможно.
Сейчас президента Путин и главу его дипломатии Лаврова не подвергают остракизму, а относятся к ним, как государственным деятелям. Провозглашаемая ими ложь в стиле сталинского прокурора Вышинского или многолетнего министра иностранных дел СССР Громыко, ничуть не смущает их партнеров.
Запад до сих пор не показал, что он не боится агрессора. То, что делает канцлер Меркель, объявляя, что она выступает против вооружения Украины, — это самоубийство Европейского союза в качестве политического игрока. Последние переговоры в Минске продемонстрировали, что это путь в никуда. Прозвучавшие там обещания о перемирии с 15 февраля уже никого не убеждают: после сентябрьских переговоров Россия уже показала, как она умеет их нарушать.
В сложившейся ситуации остается ждать, когда США поставят агрессии Путина заслон. Ключевым для сохранения украинским государством независимости вопросом остается, услышит ли российский президент, что если россияне пересекут демаркационную линию, НАТО отправит свои войска на Украину, а если они перейдут Днепр, то встретят там западные подразделения.
Вопрос, ответит ли Запад на угрозы применения ядерного оружия тем же самым. Если бы западные политики после Второй мировой войны действовали, как госпожа Меркель и господин Олланд, современный мир был бы одним большим Советским Союзом.
Происходящее сегодня — это отвратительная капитуляция Запада и демократии. Если НАТО и ЕС в конце концов уступят Путину, нас ожидает настоящая трагедия, которая будет угрожать безопасности мира, так как кремлевский властелин будет вести себя все развязнее. Жаль, что Москва ценит и уважает лишь грубую силу. Ужасно, что эта страна смогла безнаказанно нарушить принципы ядерного табу. Ядерная тема возвращается в нашу жизнь, а это означает прямую угрозу существованию цивилизации.
Януш Ролицкий — репортер, публицист, политический комментатор, автор нескольких книг репортажей и трех романов.