Текущая программа помощи Афинам завершается в конце февраля.
Договориться о ее продлении необходимо на заседании министров финансов еврозоны 16 февраля. Иначе возрастет вероятность стихийного развития событий, передает Deutsche Welle.
Вероятность дефолта в Греции и ее выхода из еврозоны эксперты немецкого Commerzbank в настоящий момент оценивают в 25 процентов. Они считают, что, несмотря на безрезультатность шестичасового экстренного заседания Еврогруппы (министров финансов еврозоны), закончившегося в ночь на 12 февраля, достижение компромисса все еще возможно.
Возможности для компромисса
Для этого свежеизбранному греческому правительству необходимо согласиться на новую программу финансовой помощи (взамен истекающей к концу февраля), и, соответственно, принять условия ее предоставления. "Чтобы греческий премьер Алексис Ципрас проглотил эту пилюлю, ее надо хорошенько подсластить", - считает главный экономист Commerzbank Йорг Кремер (Jörg Krämer).
В интервью он высказал предположение, что "компромисс мог бы состоять в продлении сроков двусторонних кредитов до 50 лет, в освобождении Греции на первые 10 лет от необходимости выплачивать проценты и в дальнейшем снижении этих и без того уже низких процентов".
Кроме того, полагает Йорг Кремер, Евросоюз мог бы пойти на следующий "обмен": он снимает свое требование ускорить приватизацию и сократить чиновничий аппарат, а новое греческое правительство во главе с коалицией радикальных левых "Сириза" добьется реальных успехов в борьбе с коррупцией и уклонением от налогов. Тем более, подчеркнул эксперт, что "в ходе избирательной кампании "Сириза" именно это и обещала".
Частью общей договоренности, по мнению экономиста, могло бы стать и выделение последнего транша истекающей программы помощи в размере 1,8 миллиарда евро. Эти деньги были заморожены после того, как новое правительство в Афинах объявило об отказе выполнять согласованные с кредиторами условия.
Этапы на пути к драхме
Обо всем этом необходимо договориться в ходе следующей очередной встречи министров финансов еврозоны, запланированной на 16 февраля. Если же и это заседание Еврогруппы закончится провалом, то "вероятность выхода Греции из еврозоны существенно возрастет", констатировал Йорг Кремер. Ведь без новой программы помощи Афинам очень скоро придется объявить дефолт.
В таком случае обесценятся все те государственные облигации, которые держат греческие банки. А это вынудит Европейский центральный банк (ЕЦБ) приостановить только что запущенный им механизм экстренного предоставления ликвидности ELA (Emergency Liquidity Assistance). "Ведь ЕЦБ не имеет право поддерживать жизнедеятельность банковской системы, утратившей свою платежеспособность", - напомнил Йорг Кремер. Тем самым Греции просто перекроют доступ к свежей ликвидности, и она по сути дела окажется за пределами еврозоны.
И что тогда? При подобном развитии событий Афинам рано или поздно придется вновь ввести драхму. Есть немало экспертов, которые полагают, что именно это и позволит грекам решить свою краеугольную проблему – повысить низкую конкурентоспособность национальной экономики. Ведь при введении драхмы произойдет ее девальвация как минимум на 50 процентов, и эта новая денежная единица, куда более мягкая, чем евро, сделает для иностранцев более выгодным отдых в Греции и повысит международную конкурентоспособность греческой экспортной продукции.
Греческие банки могут не дожить
Правда, ассортимент этой продукции не такой уж широкий. Одновременно резко удорожает импорт, причем такой жизненно необходимый, как энергоносители, лекарства и промышленное оборудование, без которого ни о какой модернизации греческой экономики не может быть и речи.
К тому же финансовые, долговые проблемы Греции после перехода на драхму не исчезнут, не уменьшатся, а, наоборот, резко обострятся. Ведь международные кредиторы будут требовать вернуть им деньги в евро, тогда как доходы греческого государства и греческих фирм теперь будут исчисляться в драхмах, которые еще придется конвертировать в твердую валюту.
Да и греческие банки будут требовать от своих клиентов внутри страны вернуть предоставленные ранее кредиты в евро, и местные должники превратятся в валютных заемщиков. Совершенно очевидно, что банковский сектор страны столкнется с гигантской волной неплатежей.
Впрочем, не исключено, что греческие банки до всего этого просто не доживут. Ведь если на горизонте реально замаячит выход страны из еврозоны, вкладчики бросятся снимать свои сбережения, а такую банковскую панику (bank run) не выдержит ни одна, даже самая мощная финансовая система. Так что Греция, скорее всего, еще задолго до появления драхмы столкнется с параличом денежного оборота.
Упорядоченный переход лучше стихийного отказа
Президент немецкого института экономических исследований ifo профессор Ханс-Вернер Зинн (Hans-Werner Sinn) эти проблемы и риски, конечно же, видит. Тем не менее, он убежден: "Дефолт Греции обернется для немецкого государства потерей 80 миллиардов евро. Ее выход не будет стоить ничего, наоборот".
Таким образом, он выступает за упорядоченный переход к драхме, противопоставляя его стихийному отказу от евро. "Только если Греция покинет еврозону, она сможет девальвировать свою денежную единицу, стать конкурентоспособной и вернуть хоть какие-то долги", - считает ученый.
Во время предвыборной кампании "Сириза" обещала избирателям, что они сохранят полюбившуюся им твердую валюту евро. Так что новое правительство Греции выходить из еврозоны не хочет, однако собирается оставаться в ней на собственных условиях. Европейцы не намерены выгонять греков из валютного союза, но требуют от них соблюдения действующих правил и выполнения взятых на себя обязательств.
При столь серьезном несовпадении позиций опасность стихийного развития событий достаточно высока. Впрочем, доживем до понедельника. Судя по всему, оставшиеся до 16 февраля часы представители еврозоны и нового правительства Греции все-таки будут усиленно искать возможности для компромисса.