Заявления Афин остаются противоречивыми - поэтому пока никто не может предсказать, как будут развиваться события.
В то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, а граждане обналичивают свои счета, передает Deutsche Welle.
Новое греческое правительство перед выборами пообещало окончательно прекратить всякое сотрудничество с так называемой "тройкой" - группой кредиторов из ЕС, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ). Однако переговоры неделю назад показали, что это обещание, похоже, невыполнимо. Тогда представители Афин и кредиторы, которых в Брюсселе иронично называют "святой троицей" или "Tefkat" (аббревиатура от Team formarly known as Troika - команда, ранее известная как "тройка"), вместе обсуждали, как можно подготовить, по крайней мере, некую ревизию госказны.
В конце концов, невозможно вести переговоры без учета конкретных данных, показывающих состояние греческого бюджета. Однако до сих пор от правительства Алексиса Ципраса не было слышно ничего кроме общих требований и речей. В ходе встречи Еврогруппы в среду, 11 февраля, греческий министр финансов Янис Варуфакис также не сделал никаких конкретных предложений и не назвал никаких цифр.
У банков скоро могут закончиться деньги
Премьер-министр Ципрас на прошлой неделе многократно подчеркивал, что его страна нуждается не в деньгах, а в дополнительном времени для изменения политического курса. Но, по мнению экспертов ЕС, Греции все же нужны деньги, причем довольно скоро. По оценкам банковских наблюдателей, начиная с декабря 2014 года, из страны были выведены около 20 миллиардов евро.
Сейчас греческие банки вынуждены пользоваться лазейкой, которую им оставил ЕЦБ в виде механизма экстренного предоставления ликвидности ELA. Только что верхний предел ELA был вновь увеличен, на сей раз до 65 миллиардов евро. Под вопросом остается, как долго ЕЦБ оставит эту лазейку открытой: в среду, 18 февраля, состоится очередная встреча совета управляющих европейского центробанка. И если две трети его членов проголосуют за прекращение финансирования греческих банков, то вскоре банкоматы в Афинах перестанут выдавать деньги.
Что на самом деле происходит в Греции?
Ципрас утверждает, что не намерен продлевать программу помощи Греции, которая завершается 28 февраля. Он выступает даже против самого использования слова "программа" - при этом в Брюсселе готовы пойти на лингвистический компромисс и использовать выражение "план" или "пакет мер". Оценки, сколько денег потребуется стране в этом году, разнятся и колеблются в пределах от 20 до 40 миллиардов евро. Уже в ближайшие шесть недель Греции понадобятся 4 миллиарда, большая часть из которых уйдет на выплаты по кредитам Международному валютному фонду (МВФ).
Безрезультатно закончилась 16 февраля очередная встреча Еврогруппы с представителями Афин, отвергнувших предложение "технически продлить" программу финансовой помощи на полгода. После этого в Брюсселе дали греческому правительству неделю для достижения договоренности, иначе, как заявил глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум, греческая финансовая система будет стремительно двигаться навстречу краху.
По сути, Афины не могут себе позволить ссориться со своими кредиторами. Кроме того, дыра в греческом бюджете, похоже, гораздо больше, чем предполагалось ранее. Налоговые поступления начали снижаться с декабря прошлого года, а январские цифры не дотягивают почти на четверть до запланированных. Многие греки перестали платить налоги, ожидая снижения налоговых ставок. Другие запланированные миллиардные доходы, к примеру, за счет приватизации и продажи порта в Пирее китайскому консорциуму или целой сети региональных аэропортов немецкой управляющей компании Fraport, также не поступят, так как в Афинах решили приостановить эти сделки. Откуда новое правительство планирует взять недостающие средства для обещанных социальных выплат и трудоустройства ранее уволенных госслужащих, оно не сообщает.
О чем спорят Греция с Еврогруппой?
Похоже, Афины хотят получить больше денег, чем почти 200 миллиардов евро, уже выплаченных в рамках двух "пакетов помощи". Однако никаких конкретных требований Греция пока не выдвигает. Также неясно, какие условия Греция готова будет выполнить в этой связи. В конце прошлой недели прозвучало заявление, что планируется реализовать 70 процентов согласованных с ЕС реформ. Но какие из них относятся к этим 70 процентам, а какие - нет? При такой неопределенности Брюссель просто не может согласиться на выплаты очередных миллиардов.
В то же время базовые установки изменились кардинально: если в ходе предвыборной кампании Алексис Ципрас требовал списания части долгов и снижения и без того щадящей процентной ставки, то сейчас речь идет в первую очередь о поддержании жизнеспособности страны в ближайшие месяцы и в течении 2015 года. О величине процентной ставки или порядке выплат по кредитам, которые должны будут начаться в 2022 году, можно будет поломать себе голову позже.
Что же будет дальше?
Не только в Германии, но и в Нидерландах, а также Финляндии парламенты должны будут до 28 февраля принять решение о предоставлении Греции новых кредитов. На самом деле вовсе не Германия является главным барьером на пути одобрения очередных финансовых траншей - в первую очередь недовольство высказывают менее богатые страны ЕС. Те, которые ранее также находились в тяжелом положении - такие, как Португалия или Ирландия - призывают к соблюдению единых правил для всех членов еврозоны.
Все это происходит на фоне возможного выхода Греции из зоны евро. Некоторые эксперты считают, что подобное развитие событий вполне по силам еврозоне, другие - как, к примеру, глава европейского стабфонда Клаус Реглинг - предупреждают, что это стало бы "самым дорогим" решением для всех участников.