Янж Недвецкий рассказал, как заработал пару миллионов, инкрустируя кристаллами Svarovski.
На интервью он пришел в необычном наряде - разрисованной и клепаной куртке, мягком костюме, расшитыми какими-то яркими заплатками, в руке - телефон с детскими наклейками (аппликация сына) и причудливым инкрустированным портсигаром. Речь его столь же витиевата, как и наряд, в ней, как в паутине, пробираешься к тысячам мелких, почти нереальных историй: работает с Америкой, Японией, Италией и Россией, его вещи носят Каас, Бабкина, Киркоров, Эвелина Хромченко и многие другие, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Янж Недвецкий уверяет, что по этому пути его с самого детства вела муза и зигзагов удачи у него не приключалась, но мы нашли один такой. Оказывается, Евгения - так на самом деле зовут мужчину - брали под стражу. Два года дело рассматривали и только после выпустили его, оправдав в суде целых два раза.
- Больше всего эта ситуация расстроила мою маму, - морщится Янж. - Меня расстраивает только тот факт, что, пока я там был, у меня родился сын, назвали Янжем, кстати. А так, эта ситуация не кажется мне затруднительной. Затруднительная ситуация - родиться в такой анти-творческой стране и попытаться каким-то течением уплыть отсюда (смеется). Я, кстати, даже в тюрьме ходил в своих вещах, сделал там три майки и одни джинсы, которые ношу до сих пор (улыбается). Главное - относиться ко всему нормально, ну а что? Такая биография не помогла и не затупила мою карьеру. Мой основной рынок сбыта - Москва, Европа, Америка, Япония. Там никто и не знал, где я был два года - в Европе или в Америке, а я и не уточнял, да и не должен был.
- И что происходит сейчас?
- Активно работаю на российский рынок, работаю как модельер, дизайнер, стилист-имиджмейкер, составляю образ - начиная от подбора косметики и до выбора интерьера. Сейчас в Милане и Мадриде открываю бутики, получил на это грант от Собрания гильдии дизайнеров. В Москве у меня своя студия инкрустации, где работают дизайнеры, сам я делаю уже только штучные заказы, я имею ввиду одежду и обувь, преимущественно для Европы. Там ценят единичные вещи, Москва тоже приходит к этой мысли: Кавалли может сделать тысячу платьев первой линии, а я за те же деньги - всего одно, но никто и нигде не найдет похожего.
- Вы зарабатываете хорошие деньги этим?
- Деньги вообще не имеют для меня значения, я же не на «Майбахе» приехал на интервью, хотя технически мог бы, наверное (улыбается). Знаете, я не ловкач и не виртуоз в этом обряде: например, на выставке спросили меня, сколько стоит моя картина. Я сказал, что четыре тысячи евро, купить готовы были за две, в общем… я ее так до сих пор и не продал и не жалею. Я вообще не думаю о ценах и продажах, найдется ли на это какой-нибудь обезбашенный покупатель типа Зверева, хотя Зверев далеко, кстати, не такой - и отлично! Но деньги я зарабатываю не плохие – например, был очень интересный заказ. Нас с помощниками пригласили во Францию инкрустировать интерьер казино и «Роллс-ройс», за это мы получили… пару миллионов как минимум. Правда, это заняло достаточно много времени, больше года. Кстати, третья в мире машина, «Кадиллак», инкрустированный стразами Svarovski, была у меня - я ее еще потом давал Лесе Кодуш и Славе Нагорному для выставок и съемок.
- Вы делали вещи для многих знаменитостей. Самому какая работа больше нравится?
- Очень субъективно, но моя интересная работа, как мне кажется, - это кольцо для Тимати из настоящего когтя бурого медведя и его меха в сусальном золоте. Кольцо Леди Гаги – примерно на том же уровне, кстати, тоже на меховой подложке из хвостика норки, с комбинацией меха, серебра и сусального золота. Это настоящий труд, не то, что для Киркорова инкрустировать ремень да кепку. Приятно работать с Патрисией Каас, Мирей Матье: если они в Москве или Минске, заранее заказывают сумочки и сами забирают заказы - вот это настоящие ценительницы! У меня нет фантазий что-то сделать для кого-то, во всех творческих своих слияниях, я, прежде всего, думаю о своем эго (смеется). Например, одевая Пугачеву, я, скорее всего, не получу творческого оргазма наверняка. А первые свои работы даже уже не помню. Помню, что познакомился с Аллой Духовой, Надеждой Бабкиной, и как-то все закрутилось. Без ложной скромности скажу, что российский шоу-бизнес через одного у меня одет. Точнее, мои вещи есть во многих гардеробах, так как одеваться в капсульную коллекцию от меня - это очень тяжело.
- Вы согласитесь, что вещи ваши не совсем носибельны?
- Мои вещи не столько носибельны, как представляют собой арт-искусство, которое нельзя использовать постоянно, хотя, кстати, в Италии пытались (смеется)! Как дизайнер я сотрудничаю с Miss Sixty, Giuseppe Zanotti, Yves Saint Laurent и многими другими. Работа интересная, но контракт я так и не подписал ни с одним модным домом. Конечно, может быть, я и мог бы быть уже вторым Гальяно, но контракт предполагает, что ты надеваешь маску и становишься частью модного дома - это не по мне.
- Ну а стать известным стилистом какой-нибудь мегазвезды?
- Делать работу для звезд - в меньшей формации прибыль, потому что дружишь с ними, делаешь поблажки в цене. У меня нет любимчиков на эстраде. Как правило, они приходят ко мне даже не алмазами, а бриллиантами уже и просто просят определенную сумочку под определенное платье, которое достают из закупочных авосек. Не такая уж и привлекательная эта работа.
- Ваши вещи доступны для белорусов?
- Вероятнее всего, мои вещи недоступны белорусам, ну разве за полцены, да и то друзьям, например, Ане Шаркуновой. Некоторые вещи я ей и другим просто дарю. Если чувствую, что человек сможет правильно «вынести» эту вещь, то почему бы и нет? Вчера вот жене Кузьмина подарил красивую работу, картину. У меня в Беларуси купили всего три работы - за 700 евро, 400 и 300. В Москве можно к этим цифрам смело рисовать еще один ноль. Что еще интересно: белорусы смотрят на мои работы как на какую-то феерию, и им даже в голову не приходит, что это можно купить и носить!
- Вообще, как считаете, у ваших земляков есть чувство стиля в целом?
- Стильным быть априори неправильно - это все придумали производители брендов и глянец, чтобы нарядить вас так, как им хочется. Для меня самые стильные люди на планете - бомжи в розовых кофтах, ярких кроссовках и соломенных шляпах. В своих работах я сам люблю сочетать золото с пластиком, ржавчиной, золотой и мехом в ювелирных изделиях, чувствую до конца сочетания материалов и буду счастлив, если все покрутят пальцами у виска, глядя на мои работы, а десять человек в мире скажут, что это - то самое гениальное сочетание.