Из тысяч зарубежных телеканалов белорусам в лучшем случае доступны Euronews, Eurosport и несколько научно-познавательных каналов.
Все же остальные - российские, хотя еще несколько лет назад белорусы могли смотреть польские и украинские. Кто и как определяет перечень каналов для кабельных телевизионных сетей? На этот вопрос искало ответ «Радыё Свабода».
Брестчане раньше смотрели и польские, и украинские каналы. Да и в Минске абоненты кабельных сетей также имели возможность смотреть украинские каналы. В Гродно до 2010 года в кабельных сетях транслировали польский государственный канал TVP1, потом его заменили на PolSat. Но в сентябре 2013 года трансляцию прекратили.
Гродненец Денис Ивашин рассказал: «Польские каналы сейчас можно смотреть только через спутник. В кабельных сетях и напрямую сейчас ничего не посмотришь. Проблема в том, что в прошлом году и литовцы, и поляки полностью перешли на цифру. Например, раньше в родительской деревне, возле границы с Литвой, легко ловились литовские каналы. После того, как они перешли на цифру - всё, для простого человека без специальной приставки, без современного телевизора эти каналы уже недоступны».
Таким образом, те, у кого нет спутниковых антенн, не имеют возможности смотреть зарубежные телеканалы.
Советник Министерства связи и информатизации Беларуси Наталья Алешкевич объясняет, что ее ведомство дает кабельным сетям лицензию на оказание услуг, а дальше сети начинают свою коммерческую деятельность под контролем Министерства информации:
«Формирование пакетов - это прерогатива кабельных сетей. Они должны каналы, которые транслируют, согласовывать с Министерством информации. То есть политика контента - это не дело Министерства связи и информатизации, мы только поставщики услуги, как я говорю, технари. А по содержанию - это Мининформ».
Для трансляции на территории Беларуси канал должен иметь лицензию и от Минсвязи, и от Мининформа, поясняет представитель брестской компании кабельных сетей «ТВ САТ»:
«Каждый иностранный канал (а иностранные - это все, кроме белорусских) должен быть согласован с Министерством информации, то есть получить лицензию. Нам, конечно, удобнее, чтобы сам канал получил лицензию и нам предложил его транслировать. Честно говоря, сами мы не ездили в Украину, а их представителей особо у нас не видно. Мы, к примеру, транслируем «Спорт-1», это украинский канал. А киношных, общественно-политических каналов пока нет».
Мининформ дает разрешения, лицензии на трансляцию согласно Закону о СМИ и постановлениями Совета министров №1849 и 88, говорит заместитель министра информации Сергей Хильман:
«Телеканалы, вещающие в стране, должны прийти легально, не по-пиратски. На любой канал есть авторские права, и для того, чтобы взять его в кабельные сети, к примеру, в Пружанах или Волковыске, с этим каналом должно быть заключено соглашение. А взять его со спутника и иметь коммерческий доход - незаконно. Нужно получить права у правообладателя. Я думаю, многие каналы и сами поотключались, когда увидели, что государство следит за исполнением законодательства».
Все каналы, которые на сегодняшний день обращались в Министерство информации за лицензией, такие разрешения получили, уверяет заместитель министра Сергей Хильман.
Но почему же в белорусском телеэфире, в кабельных сетях такое засилье российских каналов - их даже не десятки, а уже сотни. Откуда такой перекос?
Сотрудница компании кабельных сетей рассказала: «Что касается российских каналов, то здесь, в Беларуси, есть много их представителей, дистрибьюторов, которые помогают им получить лицензии и продавать их здесь. Отсюда и засилье российских каналов».
Чего только не предлагают российские каналы - фантастику, мистику, индийское кино, юмор, спорт, кулинарные рецепты, советы для дачников и огородников... И, естественно, государственный «РТР», на котором бесконечные «Воскресные вечера» с Соловьевым, Киселевым, Russia Today и далее по списку...
В Бресте общественная активистка Ирина Лавровская добивается включения украинских и польских каналов в кабельные сети уже не один год. Ее аргументация - создан еврорегион «Буг», куда входят Украина, Польша и Беларусь, в пограничном регионе очень тесные связи именно с Польшей и Украиной, а не с Россией:
«Меня, к примеру, беспокоит агрессивность российских каналов. И в контексте того, что происходит в Бресте, по крайней мере, с этим «русским миром», это очень плохая политика. Я не понимаю, почему государство на это не реагирует, ведь это огромный риск. Опасно закрывать украинские и польские каналы, которые помогают посмотреть на тот же украинский конфликт с другой стороны. Сейчас же получается наоборот: нам навязывают безальтернативную точку зрения, и у людей формируется однобокое отношение, ведь получить другую информацию невозможно».
Напомним, два месяца назад Лукашенко встречался в Киеве с Порошенко, они договорились создать совместный украинско-белорусский канал. На вопрос, есть ли подвижки в создании канала, начальник управления электронных СМИ Министерства информации Владимир Ядренцев дословно ответил так:
«Радыё Свабода»? Все вопросы к Порошенко. У нас ответов нет. До свидания».
И бросил трубку.
Так что по крайней мере украинские телеканалы, судя по ответу чиновника Мининформа, в ближайшем будущем в Беларуси вряд ли появятся.