Политзаключенного Николая Дедка приговорили к дополнительному году заключения.
Судья Игорь Шведов признал признал его виновным в «злостном неповиновении законным требованиям администрации». Через четыре дня Николай Дедок должен был выйти на свободу после четырех с половиной лет заключения. Судили политзаключенного в Могилевской тюрьме №4, передает «Радыё Свабода».
По словам Валерии Хотиной - супруги Николая Дедка, в своем последнем слове он не признал себя виновным.
«Всем представителям карательных органов, которые собрались здесь, хочу напомнить, что любая система, основанная на лжи, насилии, угнетении, когда-нибудь рухнет и завалит собой всех, кто ее поддерживает. И я не хотел бы быть на вашем месте, когда это случится».
Николай Дедок также сказал, что как политзаключенный подвергается давлению администрации, и присутствующие на суде об этом прекрасно знают. По его словам, новое уголовное преследование инициировали спецслужбы, чтобы заставить его подписать прошение о помиловании «через психологическое давление и попытаться подавить на корню любые протестные движения, которые могут возникнуть ближе к выборам президента».
Николай замечал, что никакого воспитательного воздействия на него тюрьма не оказала, и что она в принципе не выполняет таких функций. Политзаключенный назвал статью, по которой его судят, абсурдной, ведь за правонарушения его уже наказывали. И теперь за то же самое наказывают дополнительным годом. Он также отметил, что эта статья - метод давления на несогласных заключенных.
Валерия Хотина, сославшись на адвоката, отметила, что за 15 последних лет в Ленинском суде Могилева не было ни одного дела по статье «злостное неповиновение законным требованиям администрации». А в Беларуси такие дела крайне редки. «Они скорее исключение в общей массе уголовных дел», - пересказывала слова адвоката Валерия Хотина. Адвокат просил, чтобы суд оправдал Николая.
Дедок должен был выйти на свободу 3 марта 2015 года в связи с окончанием срока отбывания наказания.
Правозащитники отмечают, что в последние месяцы власти Беларуси усилили репрессии против оппозиции, журналистов и предпринимателей. Появились новые политзаключенные, участились превентивные аресты общественных активистов, приняты ряд новых репрессивных законов в отношении СМИ, участилась блокировка независимых сайтов, усилилось давление на мелкий бизнес. Эксперты связывают усиление репрессий с тем, что многие европейские чиновники закрывают глаза на нарушение прав человека в Беларуси и пытаются наладить «диалог» с диктатором.