Белорусские власти не только не собираются освобождать политзаключенных, но даже и ухудшают им условия и увеличивают сроки.
Правозащитница ПЦ «Весна» Анастасия Лойко сказала, что несмотря на все переговоры с чиновниками Евросоюза Николая Дедка оставили еще на год в тюрьме за то, что еще когда-то давно его представляли в государственных СМИ как самого «опасного» анархиста Беларуси, а тем временем в Беларуси участились задержания и аресты анархистов, что можно связать с приближающимися «выборами».
— Что вы думаете по поводу дополнительного срока Николаю Дедку?
— Безусловно, мы сразу сказали, что это решение суда является незаконным. Мы считаем, что обвинения против Николая Дедка являются необоснованными и поэтому он и был признан политзаключенным. А то, что на него завели новое уголовное дело во время отбывания наказания по не менее абсурдным фактам нарушения, таких как ношение штанов не по форме — это ни в какой мере не может являться настолько серьезным преступлением, чтобы увеличить срок еще на целый год.
— И как раз во время таких судов в страну приезжают чиновники из Евросоюза…
— Это наказание без причины явно связано с общими переговорными процессами, которые сейчас происходят между представителями ЕС и Беларуси. Этим самым поставлен акцент на то, что белорусские власти не только не собираются освобождать политзаключенных, но даже и ухудшают им условия и увеличивают сроки. До этого похожая ситуация была с Дмитрием Дашкевичем.
На встречами с чиновниками из Совета Европы так или иначе поднимается вопрос политзаключенных, и они поднимаются также на любым других международных встречах высокого уровня. Возможно, у них и есть уже какие-то договоренности об их освобождении, но на деле мы видим, но нет никакого улучшения ситуации и их освобождения не происходит. Наоборот, ситуация ухудшается.
— Дело в том, что все-таки белорусские власти держат некий «запас» политзаключенных для дальнейшего торга. С другой стороны, непосредственно к Николаю было много претензий со стороны Главного управления по борьбе с организованной преступностью, который считал его чуть ли не организатором всего анархистского движения в Беларуси, приписывал ему все мифические анархистские организации и в целом ему уделялось очень много внимания, для этого даже использовались государственные СМИ. Возможно, он для них стал символом анархистского движения в Беларуси, которого стоит притеснять и ущемлять. То, что анархистов в последнее время часто задерживают и регулярно сажают на сутки, свидетельствует о том, что сейчас идет жесткая расправа со всеми анархистами.
Суд над политзаключенным Николаем Дедком прошел 26 февраля. Активиста приговорили к еще одному году заключения.
Правозащитники отмечают, что в последние месяцы власти Беларуси усилили репрессии против оппозиции, журналистов и предпринимателей. Появились новые политзаключенные, участились превентивные аресты общественных активистов, приняты ряд новых репрессивных законов в отношении СМИ, участилась блокировка независимых сайтов, усилилось давление на мелкий бизнес. Эксперты связывают усиление репрессий с тем, что многие европейские чиновники закрывают глаза на нарушение прав человека в Беларуси и пытаются наладить «диалог» с диктатором.