Инженер-технолог из Гомеля, которая недавно вышла из декретного отпуска, столкнулась с бесцеремонным отношением, которое привело ее и нанимателя в суд.
Четырехдневка, оптимизация штата - для многих белорусских промышленных предприятий последнее время это стало нормой. Чаще всего наниматели и попадающие под сокращение сотрудники расстаются по-хорошему, многие сами уходят в поисках альтернативы сокращенной рабочей неделе и упавшей зарплате. Но Наталья из Гомеля, которая недавно вышла из декретного отпуска, столкнулась с довольно бесцеремонным отношением, которое привело ее и нанимателя в суд, пишет "Беларускi час".
По профессии Наталья - инженер-технолог, работала на ОАО "Гомельский завод пусковых двигателей имени П.К. Пономаренко". В ноябре прошлого года она вышла из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. И через несколько дней получила уведомление о внесении с 10 декабря изменений в трудовой договор, связанных с изменением режима рабочего времени. Женщину перевели на 0,25 ставки с 10-часовой рабочей неделей и 2-часовым рабочим днем на неопределенный период.
- На мой взгляд, это скрытая форма сокращения людей. Скорее всего, это головное предприятие, Минский моторный завод, решил затянуть пояса. Многим работникам предлагали написать заявление по собственному желанию. Тех, кто не соглашался, переводили на график работы по 2 часа в день и пугали плохими характеристиками.
Мол, пойдешь устраиваться на новое место, на прежнем месте будут нелестные отзывы. Кроме меня на предприятии трудятся еще два инженера-технолога. Они работают на полную ставку, но одна из сотрудниц фактически выполняет другие функции. По большому счету я осознаю, что реально там работы на одного инженера-технолога, а не на троих, но в суде работодатель доказывал мою востребованность как специалиста, иначе ему бы пришлось признаться, что идет сокращение штата и работы для такого числа сотрудников просто нет. С другой стороны, непосредственный руководитель до моего увольнения ни одного поручения в соответствии с моими должностными обязанностями не давал. В то же время объяснял мой двухчасовой рабочий день временными трудностями предприятия. Якобы когда-нибудь в будущем мои знания как специалиста снова станут востребованными для работы на полную ставку, - рассказывает Наталья.
По новому графику Наталье нужно было приходить на работу к 8 часам утра, а уже в 10 утра ее рабочее время заканчивалось. Женщина подсчитала, что при таком режиме работы она заработала бы около 400-500 тысяч в месяц. Матери, воспитывающей двоих детей, трех и семи лет, на эти гроши не прожить. К тому же переход на такой график - это существенные изменения труда. С приказом директора Наталья не согласилась, о чем написала в уведомлении и предложила нанимателю уволить ее по сокращению численности работников.
О том, что на предприятии идут сокращения, говорят факты. В Белорусском профсоюзе промышленности рассказали, что списочная численность на ОАО "Гомельский завод пусковых двигателей им. П.К. Пономаренко" в январе 2014 года была 266 человек, в декабре - уже 96 человек. Предприятие передает оборудование для изготовления продукции ОАО "Управляющая компания холдинга "Минский моторный завод". Объем производства в сентябре 2014 года составил 2053 млн рублей, а в декабре - 513 млн рублей. Вместе с тем акционерное общество ведет работу в направлении реализации недвижимого имущества и передачи общежития в коммунальную собственность, что в свою очередь приведет к дальнейшей оптимизации численности.
Согласно штатному расписанию в мае 2014 года на предприятии было шесть инженеров-технологов. В связи со значительным снижением объема производства в 4 квартале 2014 года в штате осталось уже 3 специалиста "для дальнейшего внедрения в производство новых видов продукции в 2015 году".
Очевидно, что количество сотрудников сокращается именно в связи с оптимизацией. Но руководство отказало Наталье в увольнении с такой формулировкой. Тогда женщина обратилась с заявлением в Республиканский комитет Белорусского профсоюза работников промышленности.
- В соответствии со статьей 32 Трудового кодекса в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право изменить существенные условия труда. Этой же статьей определено, что существенными условиями труда признается установление или отмена неполного рабочего времени. Однако тарифным соглашением и аналогичной нормой коллективного договора в случае производственной необходимости наниматель вправе с согласия работника вводить неполное рабочее время на срок не более 4 месяцев в течение календарного года и не менее 20 рабочих часов в неделю. Таким образом, в ситуации Натальи наниматель при наличии признаков сокращения необоснованно, на наш взгляд, предложил установить для женщины неполное рабочее время на неопределенный период, - рассказал главный правовой инспектор труда Белорусского профсоюза работников промышленности Иван Ципко.
Директору ОАО "Гомельский завод пусковых двигателей имени П.К. Пономаренко" было рекомендовано устранить выявленные нарушения.
- По результатам рассмотрения моего обращения наниматель приостановил действие приказа о переводе меня на 0,25 ставки, тем самым признав нарушение порядка изменения существенных условий труда. Однако другим приказом 20 декабря меня уволили "по причине отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, в соответствии с п.5 ст.35 ТК РБ". Так как же можно уволить в связи с изменениями условий труда, если наниматель приостановил действие приказа, которым устанавливал эти измененные условия? - задается вопросом Наталья.
Спорная ситуация привела Наталью в суд. Женщина хочет восстановиться на работе, взыскать зарплату за время вынужденного прогула, а также возместить причиненный моральный вред в сумме 10 млн рублей. Отстаивал интересы работника в суде главный правовой инспектор труда Белорусского профсоюза работников промышленности.
- На состоявшемся 18 февраля суде прокурор перед вынесением решения судом заняла нашу сторону и потребовала удовлетворить иск в полном объеме. Однако решения на другой день не последовало, а суд вынес определение о возобновлении рассмотрения дела, сославшись на нехватку документов. Тут вдруг и мнение прокурора резко изменилось на противоположное. В итоге суд завершился не в нашу пользу. Мы будем обжаловать решение суда, - говорит женщина. - Что будет после? Во-первых, после пережитого в суде с трудом верится в справедливость. Во-вторых, даже если такое случится, то понимаю, что меня на работе не ждут. И не только потому, что захотят "съесть", а потому что просто-напросто работы нет.
В соответствии с Трудовым кодексом наниматель в связи с обоснованными причинами может устанавливать работникам неполное рабочее время. Статья 32 допускает изменение существенных условий труда на определенный или неопределенный срок. Это развязывает руки нанимателю: получается, руководитель может хоть весь завод перевести на постоянный двухчасовой график работы в день и это будет законно? Вывод один: единственная защита от таких решений - тарифное соглашение и колдоговор.
Сейчас Наталья совместно с главным правовым инспектором труда Белорусского профсоюза работников промышленности готовятся обжаловать решение суда.