Идея использования экономических и социальных связей для того, чтобы постепенно сделать авторитарные государства либеральными - наивна.
"Когда лидер российской оппозиции Борис Немцов был убит у стен Кремля ночью в прошлую пятницу, это шокировало даже тех из нас, кто считал, что мы утратили способность быть шокированными событиями в России Владимира Путина", - пишет Гарри Каспаров в статье для The Guardian (перевод - InoPressa.ru).
"Когда жертвой становится бывший заместитель председателя правительства России и известный критик режима, и его убийство происходит на открытом пространстве рядом с Кремлем, то вероятность того, что это случилось без вмешательства российских спецслужб, ничтожно мала", - считает оппозиционер.
"Но это личная интерпретация мистера Каспарова!" - воскликнул один ведущий программы на BBC, когда я поделился этими соображениями во время интервью в прямом эфире на этой неделе, пишет автор статьи.
"Это хороший пример того, как общепринятые нормы открытого общества эксплуатируются менее скрупулезными режимами. Это являет собой культуру взаимодействия и примиренчества, которая пришла на смену более жесткой линии эпохи холодной войны. Но время не встречающей ответа честной игры прошло", - говорится в статье.
"Соответствующая сильная реакция на путинскую агрессию в Украине и его жестокости в России потребует борьбы на многих фронтах. У Путина, как и у других современных автократов, есть преимущество, о котором и не мечтало советское руководство - глубокое экономическое и политическое взаимодействие со свободным миром. Наивная идея заключалась в том, что свободный мир сможет использовать экономические и социальные связи, чтобы постепенно сделать авторитарные государства более либеральными. На практике авторитарные государства злоупотребляют этим доступом и экономической взаимозависимостью, распространяя коррупцию и одновременно обрушиваясь на демократию внутри страны еще жестче", - рассуждает Каспаров.
"Что касается самого актуального кризиса, то Украину необходимо полностью поддержать в военном и экономическом отношениях", - считает Каспаров. "Опровергая два самых популярных надуманных аргумента, можно сказать, что не существует необходимости победить всю российскую армию или начать третью мировую войну. Путин не может позволить себе выглядеть как проигравший, и именно поэтому он поддерживает шаткую иллюзию о том, что российские силы не сражаются в Украине", - говорится в статье.
"Взаимодействие не оправдало себя, и пришло время более жестких мер - успешного рецепта изоляции и осуждения времен холодной войны. Нужно заставить олигархов, поддерживающих Путина, выбирать между тем, чтобы оставить его, и мучительной изоляцией", - пишет Каспаров.
"Оппозиционное движение, в которое верили мы с Борисом и за которое Борис отдал жизнь, необходимо открыто поддерживать, так, как Запад когда-то поддерживал советских диссидентов. Рональд Рейган сказал нам за "железным занавесом", что он знает, что его враги - это наше руководство, а не мы. Мы услышали, и это имело значение, и это должно обрести значение вновь", - утверждает оппозиционер.