Члены Шведского союза писателей поддержали белорусского независимого издателя.
После семинаров, которые прошли в Минске 3-5 марта, Хенрик Бергрен, Катарина Бьярвал и Аннетт Розенгрен в интервью «Радыё Свабода» поделились своими впечатлениями от встреч с независимыми белорусскими писателями и объяснили, чем для их уникален книжный магазин «Логвинов».
Шведский союз писателей долгое время имеет тесные связи с Союзом белорусских писателей. Хенрик Бергрен подчеркивает, что для него это имеет особое значение: вскоре выходит белорусскоязычный перевод сокращенной версии его бестселлера - биографии шведского реформатора, премьер-министра Улофа Пальме.
«Хотя для Швеции это странно, мы знаем, что в Беларуси есть два союза писателей - государственный и независимый. Мы выражаем солидарность с книжным магазином «Логвинов», где продаются книги членов независимого союза, и вообще имеем интерес к независимому литературному процессу в Беларуси. Почему мы поддерживаем независимый союз? Потому что в Швеции все союзы писателей независимые. И это мое глубокое убеждение, что писатели должны быть автономные от государства, их нельзя заставлять выражать некую лояльность к государству или к режиму. А сама идея того, что в Европе может существовать государственное объединение писателей, напоминает мне советскую систему, времена травли Булгакова. Это же так естественно, что любая зависимость от государства противоречит сущности писателя, который высказывает свои собственные мысли и идеи», - говорит Хенрик Бергрен.
Документалист вспоминает слова, прозвучавшие во время его семинара, о том, что в 1937 году несколько сотен представителей белорусской элиты, в том числе и писатели, были уничтожены. И сравнивает то время с сегодняшним днем в Беларуси:
«Окей, сегодня их здесь не убивают. Но очевидно, что государство создает условия, чтобы не допустить независимых писателей к читателю. Это видно по тиражам, которыми выходят независимые книги, и по тому, что происходит с книжным магазином «Логвинов». Это очень антидемократично. Литература не должна так работать. Я считаю, что государство обязано создавать благоприятные условия для литературного процесса. Это значит, что нужно установить правила для создания свободного и демократического рынка книг. Но государство не должно решать ни в коем случае, кто и что может печатать».
Катарина Бьярвал занимается изучением культуры потребительства и призывает ограничить влияние технологий на жизнь человека. Она говорит, что ценность книжного магазине «Логвинов» - в том, что здесь собираются очень качественные книги, независимо от того, кто их написал и где они были выданы.
«В газете Шведского союза писателей была большая статья о том, что власти закрывают книжный магазин «Логвинов». Это ужасно. К счастью, такое никогда не может случиться в Швеции. За те несколько дней, что мы провели в Беларуси, уже несколько людей сказали мне, что это самый любимый книжный магазин многих белорусов, ведь здесь можно найти отличные книги. Я считаю важным, что здесь можно купить различные книги - те, которые выданы независимыми издательствами совсем маленькими тиражами, и те, которые вышли в государственных издательствах при поддержке государства. Когда мы говорим о литературе, то здесь не могут быть только оппозиционные или «политически корректные» книги. Здесь, в книжном магазине «Логвинов» это все шире, это самый демократичный книжный магазин, где рады всем хорошим книгам. Если бы у «Логвинова» была сосредоточенность только на политике, а не на качестве литературных произведений, это не был бы такой хороший книжный магазин», - говорит Катрина Бьярвал.
Писательница обращает внимание на то, что в Беларуси использование литератором белорусского языка уже может быть фактором политизации его творчества и неблагоприятного отношения со стороны государства:
«Я не очень большой специалист по белорусской ситуации, но могу сравнить вашу ситуацию с белорусским языком с ситуацией в Турции, где писатели, которые принципиально пишут на курдском языке, имеют большие проблемы с возможностью печатать и распространять свои книги».
Аннетт Розенгрен - председатель секции нон-фикшн Шведского союза писателей, занимается вопросами социальной изоляции и миграции. Она пояснила, что выбор места встреч с белорусскими писателями и любителями литературы продиктован солидарностью с книжным магазином «Логвинов», который, кстати, показался шведским гостям полностью европейским:
«С самого начала цель нашего визита не имела отношения к книжному магазину «Логвинов», так как мы планировали поездку очень давно. Мы хотели засвидетельствовать солидарность с авторами нон-фикшн в Беларуси. Но перед поездкой мы узнали о закрытии магазина и поэтому, конечно, решили проводить свои встречи здесь, чтобы каким-то образом быть причастными к солидарности. Я увидела, какой это прекрасный книжный магазин, здесь специфическая атмосфера. Но самое главное — он независим. Здесь много книг, которые нельзя найти в обычных государственных магазинах. Я чувствую, что люди, которые приходят в «Логвинов», на самом деле любят книги. Также это место встреч. Это, конечно, будет трагедией, если вы потеряете этот книжный магазин».
По мнению Аннетт Розенгрен, закрытие магазина «Логвинов» выходит далеко за пределы вопросов о литературе и книгоиздательства и затрагивает темы демократии и свободы высказывания:
«У вас государственная система выдачи книг. Но вместе с тем есть небольшие частные издательства, которым очень сложно выйти на рынок. Такой книжный магазин, как «Логвинов», как раз и дает независимым издательствам возможность прийти к читателю. Это открытый дом для всех видов книг, которые сложно найти в рамках государственной системы распространения книг. И тут ситуация выходит за рамки литературы и книгоиздательства. Это вопрос демократии и прав человека на свободу слова - писать и читать то, что человек хочет».
Напомним, книжный магазин оштрафован на 30 базовых величин (5 млн 400 тысяч рублей). Также принято решение конфисковать выручку с оборота на сумму 961 миллион 251 тысячу 353 рубля. Игорь Логвинов утверждает, что это не выручка, а оборот магазина.