Российского геолога, который фотографировал в Лоеве здания, сначала допросили, а потом посадили на 10 суток за «сквернословие».
Российский турист, которого осудили на 10 суток после фотосъемки административных зданий в Лоеве (Гомельская обл.) и который якобы явился формальной причиной запрета на съемку административных зданий по всей Беларуси, поделился с «Нашай Нiвой» обстоятельствами своих злоключений.
В феврале научный сотрудник Геологического института Российской академии наук, кандидат геолого-минералогических наук Алексей Колесниченко (на фото) отправился в путешествие по ближнему зарубежью.
«В Беларуси я бывал уже не раз. На сей раз я заехал с севера, через Полоцк попал в Минск, затем направился в Гродно, Свислочь, Барановичи, Ляховичи, Бобруйск и Гомель. Из Гомеля на 2 дня ездил в Киев», - рассказывает он.
23 февраля Алексей приехал из Киева в Беларусь. В этот же день его и задержали.
«В 4 утра я на поезде приехал в Гомель из Киева. Погулял по центру часа полтора, посидел в кафе до его закрытия в 6 утра, съел два из пяти бутербродов, которые накануне мне приготовил друг в Киеве, и меня понесло дальше. Ближайшим крупным городом на пути был Лоев, в 100 км к югу от Гомеля. Следующим городом на моем туристическом пути должен был стать Брагин, который раньше входил в Чернобыльскую зону отчуждения, но моя дальнейшая судьба сложилась иначе», — рассказывает Алексей.
В Лоеве он фотографировал «все подряд». Так сложилось, что в объектив камеры Алексея попало и здание Лоевского РОВД.
«На часах было ровно девять утра, когда в Лоеве ко мне подошли двое милиционеров и попросили предъявить паспорт. Я предъявил свой российский паспорт, после чего мне предложили пройти в отделение внутренних дел. Я прошел, меня пробили по базе данных и вроде бы готовы были уже отпустить, но, как метеорит в Челябинске, на мою голову свалилась необходимость также поговорить с начальником Лоевского ОВД.
Ждать его пришлось 3,5 часа. Через некоторое время после того, как он приехал, меня проводили в его кабинет на втором этаже и начался разговор.
«Зачем приехали, сколько дней находитесь в Беларуси, зачем ездили в Украину, в каких городах были» — это около 2% вопросов, которые он мне задал минут за 40 пребывания в его кабинете», — описывает свое задержание Колесниченко.
На камере-«мыльнице» Алексея кроме снимков Лоевского ОВД нашлись и фото вокзалов, аэропортов, самолетов (что не удивительно, поскольку Алексей увлекается авиацией, является волонтером в Музее авиации в Монино и принимает участие в восстановлении советского лайнера Ту-144).
Затем с Алексеем решили побеседовать сотрудники местного отделения КГБ. В отличие от милиционеров, по словам Алексея, те задавали вопросы профессионально. В общей сложности сотрудники КГБ беседовали с Алексеем несколько раз — один раз даже с применением детектора лжи. Сам Колесниченко говорит, что службисты так от него ничего и не добились и отдали его обратно милиционерам. Те составили на него протокол за нецензурную брань в общественном месте, и в результате Алексея осудили на 10 суток по статье 17.1 Административного кодекса Беларуси. На свободу он вышел 5 марта.
Алексей говорит, что ничего подобного с ним никогда не случалось.
По его словам, он хотел бы пожаловаться, но не уверен, будет ли это делать:
«В изоляторе временного содержания сокамерник посоветовал написать заявление в Генпрокуратуру в России, но, во-первых, у меня нет копии приговора суда, а во-вторых, если дело пойдет, то назначат суд в Гомеле и мне придется туда ехать и кто знает, что там со мной будет. Могут еще что-нибудь приписать. В Беларусь в ближайшее время не поеду».
В результате задержания Колесниченко пострадал не только он сам, но и все белорусы. Из-за того, что 23 февраля гражданин России в Лоеве сфотографировал РОВД, 25 февраля заместитель министра внутренних дел Мельченко 25 февраля подписал распоряжение, обязывающее пристально относиться к тем, кто фотографирует административные здания.
Первой жертвой стал фотокорреспондент «Комсомольской правды в Беларуси» Дмитрий Ласько. Его на 4 часа задержали за то, что он фотографировал новую подсветку главного корпуса Академии наук. А 7 марта в Ивье за фотографирование административных зданий задержали группу блогеров из Минска.
Пресс-служба МВД в комментарии БелТА пояснила, что правоохранители имеют право знать о цели фотографирования административных зданий, но о запрете на съемку речь не идет.