Автомобили минчанина Александра Тарновского можно увидеть в кинолентах «Стиляги» и «Вольф Мессинг».
Сам коллекционер похож на французского актера Жана Рено и однажды даже изобразил артиста, пишет агентство «Минск-новости».
Началось все 25 лет назад. Друг Александра рассказал о продаже двух раритетных авто Mercedes-Benz-170 и Mercedes-Benz-230. Первый был ввезен в Беларусь после Великой Отечественной войны офицерами, возвращавшимися с фронта, второй в качестве военного трофея достался партизанам. При реставрации оказалось, что Mercedes-230 травмирован: осколок снаряда прошил кузов насквозь. Но Александр сделал след от травмы невидимым. Потом в руки реставратора попал Pontiac Grand-Prix. Создана машина в США. Но в 1970-х годах в Америке случился затяжной топливный кризис, и автоконцерны начали избавляться от прожорливых железных лошадок. Машину отправили в Европу, а затем продали на одной из выставок. «ЗИМ», произведенный на Горьковском заводе в 1953 году, попал к Александру одним из последних. Изначально автомобиль служил в Калининградском военном округе, потом был привезен в БССР, а в 1980-х оказался в руках частного владельца. У него-то Александр и приобрел этот раритет. Сегодня мастер работает над военным грузовиком «ГАЗ-АА».
– Основная проблема – поиск оригинальных автозапчастей, – отмечает Александр. – На реставрацию у меня, возможно, уйдет больше года.
Автомобили коллекционера не раз были задействованы в кино. Впервые – в фильме Дмитрия Астрахана «Из ада в ад».
– В кинокартине сняли Mercedes-Benz-170, – рассказывает Александр. – Это же авто позже появлялось в кинолентах «Охота на гауляйтера», «12 апостолов», «Стиляги», «В июне 41-го», «Вольф Мессинг».
Поскольку машины тяжелы в управлении (в них нет современных усилителей руля), Александру пришлось самому выступать в роли водителя. Увидеть авто можно и вживую – иногда по городу в них разъезжают молодожены. В свободное время на машинах катаются сам владелец и его сын Андрей.
– При поездке получаешь невероятное удовольствие. Это не бравада, просто такие автомобили сегодня редкость. Прохожие оборачиваются вслед, другие водители относятся с уважением.
Коллекционные экспонаты Александр использует только в теплое время года. Как только дороги посыпают солью, тут же отправляет технику на мойку и ставит в гараж. Там она в безопасности, причем не только от агрессивных реагентов. В огороженном гаражном массиве есть видеонаблюдение, территорию охраняют кавказские овчарки.
– Была идея застраховать авто, но это оказалось непросто, – вспоминает коллекционер. – В Минске нет специалиста, который может оценить реальную стоимость машины и страхового ремонта.
Что касается продажи авто, то, как шутит Александр, «деньги на капот никто еще не бросал», хотя «интересующихся с хитрыми улыбками» было предостаточно.
О своем сходстве с французским актером Жаном Рено Александр узнал в 1994 году, после выхода фильма «Леон»:
– Я тогда работал на вещевом рынке на стадионе «Динамо», и все коллеги, посмотрев кинокартину, говорили о моем сходстве с главным героем. Даже начали звать меня Леоном.
Когда весть о двойнике из Беларуси дошла до журналистов, Александр получил предложение поучаствовать в розыгрыше.
– По радио «Юнистар» объявили о приезде в Минск Жана Рено, – рассказывает собеседник. – Сказали, что встретиться с ним можно будет у входа в гостиницу «Европа». В указанном месте, конечно, должен был находиться я. Для правдоподобности меня загримировали, надели очки в круглой оправе и плащ.
Минчане подмены не заметили, просили у Александра автограф, фотографировались вместе. Правда, когда узнали о розыгрыше, разозлились не на шутку. Настоящего Жана Рено Александр уважает, отмечая, что будущего внука, возможно, даже назовет в его честь.
Фото: архив Александра Тарновского