Подведены итоги конкурса на лучший памятник корове возле Комаровки, в котором победил проект скульптора Николая Байрачного.
Tut.by отправился к нему в мастерскую, чтобы посмотреть на пластилиновую копию домашнего животного, а также поговорить о том, нужна ли такая скульптура городу.
Николай Байрачный рассказывает, что никогда до этого не лепил коров, поэтому и решил поучаствовать в конкурсе.
- Коней лепил много, а коров - нет. Поэтому я изучил, как устроено это животное, и сделал его в стиле, который вписывается в композицию остальных скульптур на Комаровке.
Выделяться же из числа остальных композиций корова Байрачного будет праздничностью, которую создает венок на голове у животного.
- За этим веночком стоит давняя традиция, когда на Троицу хозяева украшали своих коров таким образом. Также я сделал ей красивый ошейник.
А вот атрибут композиции в виде лавочки сделан для того, чтобы люди могли на ней фотографироваться с коровой и даже дергать за вымя.
- Так людям будет намного удобнее фотографироваться, чем лазить ей на шею.
Влезть на шею корове ребенку будет не так легко, поскольку бронзовая скульптура будет такого же размера, как обычное животное.
- Но все-таки это памятник, поэтому корова получится не совсем обычная, а немного приукрашенная, чтобы нести людям больше радости.
Однако далеко не все были рады инициативе городских властей поставить памятник именно корове. Об этом знает и Николай Байрачный.
- Судя по состоянию интернета, городу вообще ничего не нужно. Когда читаешь комментарии вроде "лепей бы вы деньги людям дали, а не памятники коровам ставили", начинаешь радоваться за народ, который не злой, но жадный на чужие деньги. А ведь у нас в городе действительно мало памятников.
Так было и при Союзе, когда, по словам скульптора, все иностранные экскурсии возили на Курган Славы и в Хатынь, поскольку в городе им показывать было нечего. После обретения независимости памятники в Минске начали появляться, но и здесь не все было гладко.
- А сколько крика было, когда поставили этих коня и фотографа на Комаровке? Тоже кричали "Лучше бы людям денег дали", но это нормально, ведь и Эйфелевой башней французы сначала были очень недовольны.
Замечаем, что сейчас многие недовольны тем, что в городе до сих пор нет памятников Василю Быкову и Владимиру Короткевичу, а власти объявляют конкурс на монумент корове.
- Это другое дело. Но поймите, что сейчас мы - общественность, сами собираем деньги на памятник Бородулину. На могильный памятник. Понимаете?
А чтобы ставить в столице монументы Быкову и Короткевичу, еще не пришло время, говорит собеседник.
- Сейчас есть поважнее люди, которым не нужны эти памятники. Но тут ничего не поделаешь, поэтому лучше ставить памятник корове, чем ничему. Тем более что это совсем небольшие деньги, за которые бы мы не смогли построить новый коровник или ферму.
К тому же, отмечает собеседник, устанавливать скульптуры животных в городах - обычная европейская практика.
- Это самые обычные скульптуры, которые украшают многие европейские города. Везде стоят памятники быкам, коровам, лошадям.
Скульптура коровы в Минске, по подсчетам скульптора, появится не раньше осени-зимы при наилучших раскладах. Доработать модель должен еще Республиканский художественно-экспертный совет по монументальному и монументально-декоративному искусству, после чего проект должен пройти другие согласования.
- Они максимум подвигают лавочку и ведро, может быть, передвинут памятник в зависимости от расположения подземных коммуникаций, а корова, скорее всего, останется в нынешнем виде.
Не сильно изменится и финансовое положение скульптора в связи с выигрышем конкурса. Он говорит, что никакого приза за победу предусмотрено не было, и это обычная практика.
- Мне заплатят только гонорар за проделанную работу в бронзе, но деньги для меня ведь и не были стимулом участия в конкурсе.
Всего, по подсчетам собеседника, в конкурсе участвовало 27 человек, из которых многие представили интересные работы.
- Была, например, скульптура коровы, составленная из букв. Но это, скорее, вариант не для Комаровки. Были также интересные предложения по установке пластмассового животного, но все-таки это не совсем творческий конкурс, ведь его участники должны подчиняться уже существующей концепции в стиле ансамбля Комаровского рынка.
Николай говорит, что много работ представили и молодые скульпторы.
- Но в силу возраста я не знаю молодых, а сижу в подвале и общаюсь только со своими приятелями.
Фото: Станислав Шаршуков, tut.by