Чем Лукашенко расплатится за новые кредиты от России?
Вчера премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о том, что Россия поможет Беларуси с кредитами, но при этом сказал, что существующие кредитные обязательства будут «пролонгированы». Экономист Борис Желиба сказал charter97.org, что не очень ясно, какую пролонгацию имеет в виду российский политик и что Лукашенко должен будет предоставить взамен.
— Что имел в виду Медведев, сказав, что Россия проведет «пролонгацию существующих кредитных обязательств»?
— Ранее Медведев нехорошо отозвался о Беларуси про то, что он намерен «разобраться» с калининградскими фурами с электроникой, которые белорусы конфисковали, несмотря на то, что россияне уверяли, что идут транзитом. Но, наверное, сейчас он просто смягчил фон и употребил слов «пролонгируем». Я тоже задался вопросом: а что пролонгировать-то? Нужно заключать новое кредитное соглашение, потому что последний, шестой транш кредита антикризисного фонда пока «подвешен». И «висит» он уже больше года. Если иметь в виду это, то там 440-450 миллионов долларов — это совсем немного. Может, они придут осенью.
Но что там еще «пролонгировать»? Пролонгировать — значит продлевать действующие кредитные договора. Но ведь все договора, которые были, уже закончены. Нас кредитовали и российские банки — в частности, ВТБ и другие. Кредитовало и российское правительство. Я думаю, Медведеву нужно было просто яснее выразиться. Или Россия даст новый кредит в размере $2.5 миллиарда, который Беларусь запрашивает, или не даст.
— А вы как считаете — дадут?
— Я думаю, что должны дать, иначе экономика Беларуси не дотянет до президентских «выборов». Поэтому на месте белорусского руководства я бы воспринял слова Медведева ободряюще. Министр финансов Силуанов в свое время заявил, что мы получим поддержку — и это подтверждает премьер-министр. Я думаю, что прогнозов специалистов, с которыми я согласен, о том, что Лукашенко получит кредит, достаточно. Ведь больше не от кого.
— Чем придется расплачиваться? Не захотят прибрать к рукам наши крупнейшие заводы?
— Что может быть взамен — это тема старая. Виды россиян на наши ведущие предприятия известны. Это и «Нафтан», и «Гродноазот», и другие. Также существует проблема с холдингами, которая все никак не решится. Это МАЗ, КаМАЗ и еще четыре холдинга. Также есть проблема с МЗКТ: вольется он в российский холдинг или на каких-то отдельных условиях перейдет под контроль России, поскольку работает чисто на нее. Москва может все это актуализировать и сказать: да, мол, вот мы вам даем очередной кредит, но нужно ускорить решение этих вопросов, которое тянется годами.
А может быть, россияне придумают что-то новое. Может даже договорятся так, что в итоге увеличится количество военных самолетов на белорусских аэродромах. Такие переговоры тоже идут в связи с событиями в Украине.