В Беларуси «обязанных лиц» стали арестовывать за прогулы, таким образом принуждая их работать.
Запрещенный во всем мире и по белорусской Конституции принудительный труд узаконили последние поправки в Административный кодекс. Пока это касается тех родителей, которые отказались от детей и не платят государству деньги на их содержание.
Как передает «Радио Свабода», в Советском районе Гомеля местная милиция составила на прогульщиков два с половиной десятка протоколов по статье 9.27 - уклонение родителей от трудоустройства. Двенадцать человек уже получили различные сроки арестов.
В отделе милиции объясняют, что с января на основании поправок в административный кодекс милиция получила право арестовывать так называемых «обязанных» лиц за прогулы - до 15 суток:
«Понимаете, до поправок был такой небольшой юридический пробел. Люди не ходят на работу, а мы не можем их ни за что привлечь к ответственности. А теперь внесены изменения - и если обязанные лица прогуливают работу, то мы привлекаем их к административной ответственности. Когда они отбывают наказание, их заставляют работать - идут отчисления отделу образования или еще там кому-то».
В одном Советском районе на учете более сотни лиц, которые должны возмещать государству расходы на воспитание детей. Принудительно они, как правило, подметают улицы, убирают помещения, производственные цеха - то есть выполняют прежде всего черную работу. Ее и прогуливают.
Одна из уборщиц жилищно-коммунального предприятия «Советское» за три месяца 24 раза не появлялась на работе.
В общей сложности три недели не выходила на работу и молодая женщина, принудительно направленная уборщицей в ОДО «Гурман плюс». Ее и сегодня не было на рабочем месте.
Непосредственные руководители относятся к арестам таких работников без энтузиазма: «Она прогуливает работу: хочу - иду, хочу - нет. Мне все равно: или она пять суток где-то играет, или пять отсидит. Что мне от этого? У меня же работа все равно не делается».
Аресты за прогулы - это новый шаг в борьбе государства с «тунеядцами». И если налог на «тунеядцев» пока лишь декларируют, то обязанные родители получили уже реальные аресты.
Жительница того же Советского района Гомеля Алла принудительно также работала уборщицей на вагоноремонтном заводе. Работу бросила. Никаких арестов не боится. Говорит, что ей нужно добиваться признания инвалидности:
«Понимаете, я уборщица. А мне с водой нельзя - у меня стали опухать суставы. Мне даже в резиновых перчатках нельзя - пухнуть суставы. Мне нужно сейчас инвалидной группы добиваться».
Гомельский правозащитник, юрист Леонид Судаленко считает, что в вопросе борьбы с «тунеядством», если власти хотят возложить на родителей финансовую ответственность за воспитание брошенных детей, следует все же придерживаться международных стандартов:
«Если государство считает, что определенные родители должны государству за воспитание детей, то оно в судебном порядке должно взимать с них деньги, а не под принуждением заставлять работать. Принудительный труд запрещен. Облагают таких родителей исполнительными листами - арестовывают и распродают их имущество. Но заставлять работать нельзя даже согласно действующей в Беларуси Конституции».