Зачем в Беларусь поехал бывший глава МИД Швеции?
На этот вопрос сайту charter97.org ответила известная российская правозащитница, представитель Рабочей группы по инвестициям Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси Ольга Захарова.
- В последнее время в Беларусь зачастили европейские политики, аналитики и прочие официальные лица. Европа и Соединенные Штаты соглашаются на «азербайджанский сценарий» для Беларуси?
- Когда в Беларусь приехал бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, у меня возникло желание скопировать ссылку на его статью четырехлетней давности «Лукашенко — лузер», послать ему в твиттер и спросить, зачем он туда поехал. Он забирает свои слова назад? Или Лукашенко вдруг из лузера превратился в победителя и миротворца? Или это был другой Карл Бильдт? Или у него раздвоение личности?
С другой стороны, к сожалению, такое «европейское раздвоение личности» мы видим уже не в первый раз. Это очередной цикл перед выборами, когда мы видим, что демократии по обе стороны океана заинтересованы в стабильности любой ценой. В ситуации войны в Украине, когда большой восточный сосед выказывает имперские амбиции — срочно нужно создать санитарный кордон. И Лукашенко сегодня предлагает Западу использовать Беларусь для этой цели.
Да, Европа и Соединенные Штаты соглашаются на «азербайджанский сценарий» для Беларуси, когда с диктаторского режима тихо снимаются санкции, в том числе со значительной части коммерческих организаций, принадлежащих «кошелькам» Лукашенко. Это произошло, хочу заметить, сразу после минских встреч по Украине, после визита в Минск директора департамента внешнеполитической службы ЕС Гуннара Виганда.
Создается впечатление, что сейчас европейские бюрократы даже не заботятся о сохранении собственного лица и не собираются выставлять Лукашенко серьезные требования относительно ситуации с политзаключенными и правами человека. Да, европейские и американские политики разного уровня говорят о том, что стержень их политики по отношению к Лукашенко не изменился. Тогда простите, что мы видим последний год? Либо это такая хитрая политика, которую мы никак не можем понять, либо нас держат за не очень умных людей.
«Азербайджанский сценарий» — это то, чего Лукашенко хочет больше всего. Потому что Алиев в Европе легитимен, его капиталы не арестовывают, при этом у него больше сотни политических заключенных, и никто с ним ничего не хочет делать. Но только Алиев торгует нефтью и газом, а Лукашенко торгует своим пограничным положением.
- Игнорирование ситуации с права человека в Беларуси европейские политики оправдывают геополитическими интересами. Война все спишет?
- Геополитика — это очень странное расплывчатое понятие и каждый его понимает по-своему. В данном случае простой логический анализ происходящего за последние 20 лет показывает, что те «геополитические интересы», которые испытывает по отношению к Беларуси европейское сообщество, никаким образом не оправдались. Лукашенко не является ни гарантом суверенитета, ни гарантом стабильности Беларуси и, соответственно, он не может быть гарантом геополитических интересов.
Диктатор никогда не был надежным партнером. По-моему, нет ни одного соглашения, которого он в итоге бы не сломал. Сколько можно наступать на одни и те же грабли?
- Тем более в ситуации, когда у Лукашенко такие слабые позиции?
- Да, у Лукашенко сейчас нет денег. Россия больше не в состоянии его содержать в прежнем объеме. Поэтому, ребята, он весь ваш — ставьте ему условия, пусть он их выполняет и тогда играйте с ним сколько хотите.
Не отказывайтесь от того, что вы от него требовали четыре года назад. Не давайте ему авансов — он этого не ценит. Это другой менталитет.
- Так почему не используют эту ситуацию? Или главное, чтобы в Беларуси было тихо?
- Да. Заметают мусор под диван. Считается, что есть вещи более горячие. Тут горит Украина, с юга подступает Исламское государство. Но этот пояс нестабильности все равно будет. Пока в Беларуси нет демократии — нет европейского выбора. Чем дальше — тем больше цинизма. Беларусь становится разменной монетой в чужих играх.
Сейчас политикам нужно быстро продемонстрировать результаты по Украине, все остальное не имеет значения. И потому - давайте заметем мусор, а потом будет с ним разбираться.
Возможно, сейчас на Лукашенко испытываются переговорные техники, которые работали когда-то в странах, где были недемократические режимы. Но здесь путаются два момента: есть недемократические, но кастовые режимы, с которым можно разговаривать и которые способны идти на некие уступки. А есть персоналистические режимы, которые держатся на одном человеке, как правило — большом параноике. Его или вперед ногами вынесут, или никак. Здесь договориться невозможно. Вы можете попробовать его купить, но у вас не то, что бы нет столько денег — вас все равно обманут.
Если вы начинаете поддерживать персоналистический режим — он живет дольше. И не надо надеяться на какой-то раскол элит, потому что диктатор всегда эти элиты будет «перетряхивать». Мы это видим в Беларуси уже больше 20 лет. Куча бывших министров, замминистров, чиновников и директоров сидят по тюрьмам не потому, что они что-то сделали, а для того чтобы они чего-то не сделали. Поэтому это очень большая ошибка.
О том, каким на самом деле Лукашенко является гарантом безопасности Западной Европы, можно судить по докладам Департаментов безопасности Литвы и Латвии. Там совершенно ясно показано, что белорусские спецслужбы работают в пользу русского соседа. Господа европейские политики имеют эти данные, и тем более удивительно, что Латвия готова принять Лукашенко на саммите «Восточного партнерства».