Минск опять пришел за деньгами в фонд ЕврАзЭС.
Максимум, на который может рассчитывать Минск,— $1,8 млрд, при этом Александр Лукашенко оценивает потребности Минска в $2 млрд. Деньги нужны Беларуси на преодоление экономических потерь страны от девальвации российского рубля и на выплаты по внешнему долгу. В банке говорят о поддержке экономической политики Минска в последнее время, но увязывают выделение нового кредита с решением проблем, остановивших получение денег в рамках аналогичной кредитной линии 2011 года, пишет «Коммерсант».
Беларусь обратилась в Евразийский банк развития (ЕАБР; управляет средствами антикризисного фонда ЕврАзЭС) с заявкой на получение нового кредита, сообщили в банке. Деньги нужны Минску для запуска "стабилизационной программы на 2015-2017 годы". Обращение в ЕАБР стало следствием напряженности, возникшей в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) из-за масштабной девальвации рубля в конце 2014 года и давления на валюты партнеров РФ по союзу (РФ является основным торговым партнером Беларуси). Москва дала понять, что поддержка валют ЕАЭС не входит в круг ее приоритетов, но Минску в 2015 году предстоит выплатить по внешнему долгу $4 млрд.
Сумма кредита, за которым Минск обратился к ЕАБР, не называется. В минувшем декабре эксперты оценивали потребности Минска в новых деньгах в $1-1,5 млрд без учета снижения доходов нефтепереработки. Однако с тех пор Беларусь уже девальвировала национальную валюту, пересчитала экспортные контракты с российской стороной в доллары и евро и остановила заведомо невыгодные экспортные поставки, включая топливные.
Так, белорусский вице-премьер Владимир Семашко 3 апреля заявил, что "поставка в Россию отдельных бензинов дает убыток примерно $100 на тонну". "Мы не можем себе этого позволить",— добавил он, пообещав восстановить поставки, "когда изменится конъюнктура". 2 апреля Александр Лукашенко, комментируя параллельные переговоры о предоставлении кредита с МВФ, оценивал потребности страны в новых деньгах уже в $2 млрд.
В ЕАБР в связи с обращением белорусских властей отмечают, что одобряют "меры новой экономической команды Беларуси, направленные на ужесточение денежно-кредитной политики через рост процентных ставок и переход к более гибкому режиму обменного курса в ответ на ухудшение внешней конъюнктуры". "Такая политика после отказа от административных мер по управлению обменным курсом и проведенной в начале 2015 года девальвации белорусского рубля помогла стабилизировать ситуацию на валютном рынке", — говорится в сообщении банка.
Однако лимит средств, которые Беларусь могла бы получить в антикризисном фонде ЕврАзЭС, составляет чуть менее ее потребностей — $1,8 млрд. К тому же получение средств антикризисного фонда ЕврАзЭС осложнено кредитной историей страны — напомним, в июне 2011 года ей уже был предоставлен стабилизационный кредит на $3 млрд для поддержки платежного баланса. Из этих денег Минск успел получить пять траншей на общую сумму $2,56 млрд, однако в декабре 2013 года ЕАБР заморозил на полгода выделение последнего, шестого транша кредита из-за невыполнения Беларусью 10 из 14 показателей кредитной программы, включая пять контрольных.
Минск не выполнил обязательств по уровню валовых и чистых международных резервов, по приватизации, а также по приросту кредитов экономике. И хотя Беларусь приступила к плановому погашению кредита, выплатив 27 июня 2014 года первые $88,3 млн, совет антикризисного фонда перенес рассмотрение вопроса о выделении шестого транша сначала на четвертый квартал 2014 года, а в феврале 2015 года ЕАБР сообщил, что вернется к нему "не раньше мая". Выделение нового кредита антикризисный фонд ЕврАзЭС прямо увязывает с проведением решительных структурных реформ через одновременную либерализацию цен и рынков и с оптимизацией роли государства в экономике.