Как показывает официальная статистика, легкая промышленность – одна из самых проблемных в белорусской экономике.
В минувшую пятницу руководство «Беллегпрома» рассказало, как работает легкая промышленность в нынешний непростой для всей страны период. При этом зампредседателя концерна, говоря о проблемах подчиненных предприятий, описали картину, которая выглядит чуть ли не успехом на фоне всех бедствий белорусской экономики, передает «Ежедневник».
Заместитель главы «Беллегпрома» Викентий Адамович начал с описания проблем, которые свалились на отрасль извне. Российский рубль за прошлый год сильно девальвировался – получилось, что белорусская валюта укрепилась к российской на 36%. Так как почти весь экспорт предприятий концерна уходит в Россию, они сильно пострадали – только на курсовой разнице потеряли более 70 млн долларов.
Вспомнил зампредседателя и про вступление России в ВТО, после которого нам конкурировать с импортом из других стран стало сложнее.
Одним словом, внешние шоки были описаны красноречиво. Правда, о том, как они отразились на работе предприятий легпрома, не было сказано практически ничего. Единственный показатель, про ухудшение которого Викентий Адамович упомянул, – это объемы производства. Они сократились на 7%.
Позже, после прямого вопроса журналиста, зампредседателя признался, что треть организаций концерна работает с отрицательной рентабельностью. В целом рентабельность всех предприятий концерна показала небольшой минус – -0,3%.
Очевидно, что описанные проблемы оказались гораздо скромнее, чем ожидали услышать журналисты. Откуда у предприятий рентабельность, если их склады затоварены, а рынок сбыта схлопнулся?
В «Беллегпроме» около сотни организаций, включая мелкие частные фирмы и ИП. Сколько из них убыточных, сколько – прибыльных, неизвестно. Однако самые крупные и значительные предприятия на слуху именно благодаря своим убыткам, затоваренным складам и проваленной модернизации.
Это глубоко убыточные «Сукно» и «Камволь», обанкротившиеся «Ковры Бреста», скандально модернизированная «Ручайка», готовящаяся к санации «КИМ» и другие.
В целом, как показывает официальная статистика, легкая промышленность – одна из самых проблемных в белорусской экономике.
Здесь огромные складские запасы. Например, в отчетах Белстата категория «Производство кожи и изделий из нее» – стабильный лидер последних лет по затоваренности складов. На 1 марта 2015 года на складах кожевенных и обувных предприятий запасы в пять раз превышают месячный объем производства. В топ по запасам также записались текстильные и швейные предприятия.
Категория «Текстильное и швейное производство» - аутсайдер по величине зарплат. Здесь она снижается не только в реальном, но и номинальном выражении. Так, в феврале нынешнего года начисленная средняя зарплата составила 4,3 млн рублей, что на 13% меньше, чем годом ранее. Кстати, снижение она показывала и до обрушения российского рубля.
Несмотря на хронические проблемы в отрасли, длящиеся не первый год, Викентий Адамович выразил уверенность, что уже летом, когда российский рубль укрепится, беды предприятий закончатся, а концерн выйдет на положительную рентабельность. Тем более, проводимая модернизация сделает белорусские товары еще более привлекательными по цене и качеству.
В прошлом году на модернизацию легпрома было направлено 100 млн долларов. Немногим меньше планируется направить и в этом году.
Однако в белорусской реальности модернизация часто не решает проблемы, а их усугубляет. Вложенные средства пускаются на ветер, а предприятие оказывается перед необходимостью возвращать долги. Потянут ли их предприятия, потерявшие рынок сбыта и стонущие под давлением импортных конкурентов?
Кроме того, в нынешнем году организации «Беллегпрома» вероятно столкнутся с еще одной проблемой – государство обещало сократить поддержку. А в следующем году неэффективные предприятия и вовсе могут лишить дотаций.
Возможно, эти угрозы поставят отечественную легкую промышленность на грань выживания.