Великие режиссеры современности только и занимаются тем, что снимают фильмы про бездельников.
Сайт Kyky.org подготовил топ - 8,5 шедевров мирокого кинематографа о бездельниках, снятых о тех, кто, по мнению белорусских властей, не достоин великого права ощущать себя селедкой в бочке, находясь в общественном транспорте в час пик, заплатив при этом 4,5 тысячи, кто не имеет морального права просиживать в многочасовых очередях в поликлинике, чтобы в результате ему бесплатно выписали рецепт на отнюдь не бесплатное белорусское лекарство от всех болезней, которое на самом деле ничего не лечит, кто, придя домой после неизвестно где проведенного времени, посмел возмутиться, что за исправно и вовремя оплаченные коммунальные услуги подъезд почему-то как всегда не убран, а лифт, как обычно, не работает и, черт, как же не повезло, воды горячей нет, потому что где-то в очередной раз прорвало трубу.
Итак, великие о «тунеядцах»...
1. «8½»
Год: 1963
Режиссёр: Федерико Феллини
Режиссёр Гвидо (Марчелло Мастроянни), опустошённый и измученный творческим голодом, пытается снять величайший фильм в своей карьере. Вокруг него крутится немало женщин, и каждая от него без ума. Но всё не складывается, и герой в нестерпимых муках просто ходит туда-сюда в поисках смысла жизни.
Никита Хрущёв, впечатлённый динамикой фильма, заснул посреди показа в Москве. В мюзикле-римейке на Феллини «Девять» (фильм Роба Маршалла 2009 года) героиня Джуди Денч одной фразой выражает весь смысл происходящего: «Все переоценивают работу режиссёра. Он говорит «да» и «нет», вот и всё». Если бы не талант Феллини снять такой кинокалейдоскоп сюрреалистичности, мы бы наблюдали за эгоистичным бабником, не ударившим за все экранное время пальцем о палец.
2. «Мечтатели»
Год: 2003
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
Как сказал Буковский, «Секс – великая вещь только тогда, когда больше нечем заняться». Фильм настолько тунеядский, что даже сам Бертоллучи не удосужился найти композитора: вся музыка в фильме взята из других картин. Лента о трёх бездельниках, на каждом шагу цитирующих киноклассику и размышляющих о пользе революции.
Большая часть действия происходит в доме родителей Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин), которые познакомились с тормознутым американцем Мэтью (Майкл Питт) и занимаются в этих стенах непотребщиной с намеками на инцест, вплоть до нескольких сцен с обнажённой Евой Грин и гомосексуальным подтекстом.
3. «Огни большого города»
Год: 1931
Режиссёр: Чарльз Чаплин
Сам себе режиссёр Чаплин выступает в фирменном амплуа бродяги, который пытается найти деньги на операцию незрячей девушке (Верджиния Черрилл). Его приключения заканчиваются лишением свободы. Хороший чёрно-белый пример того, к чему приводит уклонение от всякой работы.
4. «Талантливый мистер Рипли»
Год: 1999
Режиссёр: Энтони Мингелла
Весь 1999-й в США был урожайным на фильмы о бездельниках (только в этом топе три фильма этого года). Парень с улицы Том Рипли (Мэт Дэймон) по просьбе одного уважаемого богача едет из Америки в Италию, чтобы заставить его сына, красавчика Дика Гринлифа (Джуд Лоу) перестать транжирить папины деньги и вернуться домой.
Но пляжи Италии, джазовые вечера и обаяние Дика и его подружки (Гвинет Пэлтроу), заводят Тома в ловушку, из которой он выйдет мягко говоря криминально. Главный тунеядец в фильме убьет товарища, собственно, и научившего его тунеядству.
5. «Полночь в Париже»
Год: 2011
Режиссёр: Вуди Аллен
Гениальный сценарист Аллен полжизни потратил на съёмки мелодраматических комедий о безработных нытиках. Братья Коэны жутко завидуют ему: он умудряется выпускать по фильму раз в год, почти во всех играя роль вечно недовольного интеллектуала. Но «Полночь в Париже» – как раз тот случай, когда режиссер отдал главную роль Оуэну Уилсону (самому кривому носу в Америке).
При чем здесь тунеядцы? Фильм про писателя, который едет в Париж с женой и очень хочет написать роман. Писатель он, видимо, неплохой, потому что умеет уходить в фантазии с головой – проводит ночи в компании Дали, Хемингуэя, Фицджеральда и Пикассо, которые давно умерли. Фильм хорош типичным Алленовским юмором, идеально подобранными на роли гениев актерами и Оскаром за лучший сценарий.
6. «Катцельмахер»
Год: 1969
Режиссёр: Райнер Вернер Фассбиндер
В списке должен быть хоть один старый черно-белый фильм, снятый еще на статичную камеру. «Катцельмахер» – это жесткий арт-хаус, история компании молодых немцев, которые получили дипломы и не хотят устраиваться на работу и целыми днями выясняют отношения, ненавидят гастарбайтеров, просиживают часами в кафе и иногда от скуки занимаются сексом.
Фильм обязателен к просмотру тем, кто вот-вот выпустится из школ или вузов, и кого налог на «тунеядцев» застанет врасплох.
7. «На дороге»
Год: 2012
Режиссёр: Уолтер Саллес
Лучший пример бездельничества в истории человечества – битники. Культовый роман Джека Керуака о безработном писателе получил экранизацию, подготовка к которой началась ещё в начале 90-ых. Не прошло и 20 лет, и авторы, впечатлённые подходом к жизни главных героев, всё-таки взялись за фильм. На выходе получилась серьёзная драма о нескольких парнях, которые на пару с Кристен Стюарт косят от армии, разъезжая по США.
Главный герой Сэл Парадайз (Сэм Райли) знакомится с Дином Мориарти (Гаррет Хедлунд) и его девушкой Марилу (Кристен Стюарт), чтобы пуститься во все тяжкие с наркотиками и философскими размышлениями о смысле бытия. Самая эффектная сцена фильма – когда персонаж Стива Бушеми имеет главного героя в качестве платы за то, чтобы подбросить ребят в ближайший город.
8. «Большой Лебовски»
Год: 1998
Режиссёр: Джоэл Коэн
Единственный персонаж, который может переплюнуть битников по уровню разгильдяйства – Чувак. Герой оказался настолько культовым, что разом перезагрузил карьеру Джеффа Бриджеса в новом амплуа и пропиарил боулинг. История про бездельника в исполнении Джеффа Бриджеса, который половину дня катает шары с друзьями, а вторую тратит на решение проблем, вроде похода в магазин за молоком.
Как у любого порядочного героя, у Чувака начинаются неприятности: гангстеры похищают жену его миллионера-однофамильца, а выкуп требуют у Чувака. Но проблемы героя решаются сами по себе. Бриджес очень правильно понял философию Чувака и даже ходил на съёмочную площадку в своей одежде и шлёпках.
8,5. «Бойцовский клуб» (вторая половина)
Год: 1999
Режиссёр: Дэвид Финчер
Технически первую половину фильма главный герой, рассказчик (Эдвард Нортон) - добросовестный клерк, имеет престижную работу, просторную квартиру и непреодолимое желание скупить весь каталог IKEA. Познакомившись с антиподом Тайлером Дёрденом (Брэд Питт), он бьет себе в нос, чтобы дискредитировать собственного начальника и весь остаток фильма плавно скатывается к тунеядству.
Суть фильма: компания здоровых мужиков месит друг друга, закономерно приходя к идее террористических актов. Единственное, чему вас научит кино – опасаться официантов и варить мыло.