Уголовное дело против ошмянских таможенников свидетельствует о системных проблемах с коррупцией в белорусской таможне.
В конце прошлой недели КГБ Беларуси объявил о задержании 19 человек из числа действующих и бывших сотрудников Ошмянской таможни, организовавших «широкомасштабную схему уклонения от уплаты таможенных платежей», сообщает «Радыё Свабода».
«Участники преступной группы за взятку, с нарушением таможенного законодательства, осуществляли беспрепятственный пропуск крупных партий различных товаров через Государственную границу Республики Беларусь в пункте пропуска «Каменный Лог». Суммы незаконного денежного вознаграждения составляли от 250 до 3000 долларов США в зависимости от количества перемещенных грузов. Один из участников преступной группы за ежемесячное денежное вознаграждение в размере 1000 долларов США осуществлял прикрытие преступной деятельности задержанных, путем передачи им информации о запланированных ГТК Республики Беларусь проверочных мероприятиях», - отмечают в КГБ.
Имена и должности задержанных таможенников не разглашаются, также как и детали этого дела.
Экс-следователь прокуратуры, правозащитник Олег Волчек рассказал, что информацию об арестах на Ошмянской таможне он получил от своих источников еще две недели назад, но даже не сразу поверил в это. Он просто не мог вспомнить случая, когда бы еще происходили такие масштабные аресты.
«Для меня это было как-то странно, - признается правозащитник. - Как мне объяснили, это было связано с российскими санкциями. Запрещенный товар перегоняли через эту таможню в Беларусь, здесь он распаковывался, и дальше перегоняли в Россию. Там уже настолько обнаглели, что это вышло за пределы узкого круга людей».
В результате провели спецоперацию, и в один день практически всех участников преступной группы арестовали.
«Но если эта группа долго действовала, то снова возникает вопрос: что делали контролирующие органы? Или высокопоставленные чиновники просто закрывали глаза на это? Пропускать такую контрабанду в течение значительного времени - то что это значит: у нас вся граница продажная? Где безопасность европейской границы, о чем всегда говорит Лукашенко, если можно прогонять столько товара в Беларусь? Ведь можно же так не только европейские продукты завозить, можно завозить и наркотики», - рассуждает правозащитник.
По мнению Волчека, эта ситуация показывает, что, несмотря на предыдущие уголовные дела против таможенников и кадровые перестановки, белорусская таможня остается «слабым звеном».
Волчек напомнил, что в 2000-х годах прокуратура вместе со следователями МВД разрабатывали очень много уголовных дел по коррупции на таможне.
«Там тоже шла контрабанда с Европой большими партиями - мебель завозилось, стройматериалы, электрооборудование и т.д. Потом эта схема была прикрыта прокуратурой. Дело вела Светлана Байкова, но в суде дело рассматривалось за закрытыми дверями, так как там, насколько я знаю, были замешаны чиновники высокого уровня», - вспоминает он.
Наиболее известна общественности из этой серии дел - это дело таможенного пункта «Западный Буг» или «дело Громовича», по которой к уголовной ответственности было привлечено 36 человек. Большинство из них были должностными лицами таможни «Западный Буг» (в том числе два заместителя начальника таможни и начальник поста) и управления КГБ по Брестской области (бывшие заместитель начальника управления и начальник отдела по борьбе с организованной преступностью и коррупцией). Но суд в 2011 году почти всем фигурантам вынес оправдательные приговоры. Дело получило в СМИ название по фамилии арестованного тогда бывшего директора департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Анатолия Громовича.
«Это только то, что было в прессе, - объясняет Волчек. - Но там было более двух десятков дел, которые пошли в суд - они были разбиты по определенным фирмам, определенных группах и т.д. Тогда была проведена достаточно серьезная работа. Но с 2006 года, когда посадили Байкову (сразу нашли, что она будто «выбивала» показания), остановилась работа в этом направлении, так как не было ключевых следователей. И вот теперь видно, что контрабанда никуда не исчезла».
Активист из Ошмян Иван Сташкевич: люди в районе верят, что КГБ арестовало настоящих коррупционеров, и даже воспринимают эти аресты не без злорадности. Хотя ранее, по словам Сташкевича, разговоров в районе о масштабной коррупции на таможне он не слышал.
Теперь насчет таможенников-коррупционеров ходят разные слухи: мол, один таможенник прятал 1,4 миллиона долларов под ванной, второй - 1,8 миллиона под полом в туалете, и т.д.
Впрочем, эти слухи встраиваются в контекст того, что сообщил об этом деле Александр Лукашенко, встречаясь с руководящим составом Государственного таможенного комитета:
«Мне представили фотографии при обыске ваших сотрудников - это ужас! Это огромная комната, полностью выложенная пачками купюр по 10 тысяч долларов каждая - там и шагу ступить негде. Это то, что изъяли. От КГБ я потребовал принципиально разобраться в рамках уголовного дела, кто это все организовал и кто к этому причастен. И даже если по закону он якобы не причастен, потому что там есть ответственные лица, но он начальник, он должен контролировать эти вопросы и процессы - и тех мы на поверхность вытащим».
Как сообщает, в свою очередь, пресс-служба КГБ, по месту жительства таможенников изъято наличных денег на сумму более 2,2 миллиона долларов США, арестованы также объекты недвижимости и транспортные средства лиц, проходящих по уголовным делам.
Лукашенко назвал ситуацию на Ошмянской таможне вопиющей и сообщил, что «в преступную деятельность был вовлечен чуть ли не весь личный состав таможенного поста «Каменный Лог»».
«Хотелось бы, чтобы кто-то ответил: почему при наличии опытного центрального аппарата, системы подбора, подготовки, расстановки кадров, всех служб внутриведомственный контроля, собственной безопасности у вас под боком сформировалась такая банда?» - заявил он.
Получить комментарий к этой ситуации от Государственного таможенного комитета не удалось. Приведет ли настоящий коррупционный скандал к отставкам высокопоставленных чиновников в таможенном комитете, тоже непонятно.
Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько отметил что дело ошмянских таможенников - это пример системной коррупции в государственном аппарате Беларуси.
«Это еще одно доказательство, что за 20 последних лет в Беларуси создана система, на которой коррупция чувствует себя как огурец на гидропонике - очень комфортно. Такие масштабы нельзя было даже близко вспомнить ни в советские времена в Беларуси, ни, скажем так, в переходный период, до того как был введен институт президентства. Та заявка, которая была сделана Александром Лукашенко более 20 лет назад, что он создаст эффективную систему по минимизации коррупции, - она не осуществилась. И это главный итог более чем 20-летнего правления. А тут капнули только в таможне - с таким же успехом можно капнуть в строительстве или сельском хозяйстве, и повсюду наткнешься на проявления коррупции, причем масштабной, крупной. Это - система», - уверен политик.