Это нововведение со стороны минских властей - ранее оплата услуг милиции не практиковалось во время массовых мероприятий.
Об этом заявил первый заместитель председателя движения «За свободу» Юрий Губаревич. Он пояснил «Радыё Свабода», что вопрос о необходимости оплаты услуги милиции по охране правопорядка возник накануне Дня Воли. Тогда представители ГУВД предложили оппозиционерам подписать договор на охрану общественного порядка, за что нужно было заплатить около 21 миллиона рублей. Причем ранее организаторы массовых мероприятий никогда милиции не платили.
«Это нововведение со стороны минских властей - ранее оплата услуг милиции не практиковалось во время массовых мероприятий. Мы считаем, что участники прошедшего Дня Воли, как и все граждане Беларуси, имеют гарантированное Конституцией право на участие в массовых мероприятиях, поэтому в принципе такое требование выглядит нонсенсом. Однако оно было навязано организаторам накануне мероприятия. Если бы они не подписали соответствующее соглашение, то, естественно, возникли бы препятствия в проведении Дня Воли.
Но теперь, чтобы все-таки узнать на что были потрачены такие большие деньги (а я напомню, что общая сумма составляет 21 миллиона, то есть на каждого из четырех заявителей приходится около 5 миллионов 300 тысяч рублей), Никита Семененко как один из заявителей обратился к милицейскому руководству с требованием объяснений и предъявления сметы, информации о расходах. На самом ли деле эти деньги были направлены на охрану порядка, или они были просто положены в милицейский бюджет? Каким образом распределялась работа, каким образом она оплачивалась? Сотрудники милиции находятся на государственной службе, но учитывалась ли она им в это время как-то отдельно или была покрыт из государственного бюджета? Всю эту информацию нужно знать, перед тем как заплатить за услугу, так как это правило: если ты не знаешь, за что ты платишь, ты имеешь право отказаться», - говорит Губаревич.
Он добавляет, что во время встречи организаторов Дня Воли с представителями минской милиции 24 марта никаких объяснений на этот счет озвучено не было.
Надо отметить, что даже приблизительная численность сотрудников милиции, задействованных во время акции на День Воли, неизвестна. Согласно отчету правозащитников по итогам акции, сотрудников правоохранительных органов на ней было невозможно идентифицировать «из-за отсутствия у значительной части форменной одежды, а также отсутствия идентификационных номерных знаков на подавляющем большинстве сотрудников в форме».