Александр Лукашенко, будучи председателем совхоза "Городец" в 1989 году, "применил физическую силу" к механизатору Бондуркову.
Об этом Лукашенко рассказал в ходе интервью профессору Редфордского университета США Григорию Иоффе, пишет tut.by.
Первыми об этой истории написали журналисты Светлана Калинкина и Павел Шеремет в своей книге "Случайный президент". По их информации, в 1989 году председатель совхоза "Городец" Александр Лукашенко избил механизатора совхоза Владимира Бондуркова (по другим данным – Василия), за что Лукашенко грозило уголовное дело. Однако, утверждают авторы книги, оно не было возбуждено, поскольку Лукашенко был депутатом районного Совета депутатов, который не дал согласия на снятие с него депутатской неприкосновенности.
Вот как прокомментировал этот эпизод своей биографии сам Александр Лукашенко в интервью Григорию Иоффе.
- Нет, ну это правда было, я применил физическую силу, но не так, как это тогда представлялось, тогда это использовалось в политических целях, поскольку я ввязался в предвыборную уже борьбу. Они хотели начать против меня уголовное дело и исключить из партии. Они хотели, чтобы я как минимум потерял работу, а в лучшем случае, чтобы меня посадили за решетку. В то время я уже был хорошо известным человеком, Горбачев пригласил меня (на конференцию в ЦК), поэтому мне было проще, чем другим председателям и директорам купить технику для своего хозяйства. И я помню, как мне удалось купить сразу семь или десять тракторов. На самом деле, мне поручили худшее хозяйство в Советском Союзе.
Когда я купил семь или десять тракторов сразу, жена Бондуркова, кажется, ее звали Тамара, пришла ко мне. У них было пятеро детей, и семья была нищей. Тамара была дояркой. Она попросила меня: Александр Григорьевич, пожалуйста, возьмите моего дурня трактористом. Нам надо кормить детей, так дайте ему заработать денег. Я говорю ей: хорошо, но что с его пьянством? Она говорит: я обещаю, он не будет больше пить. Я знал, что она не может быть в этом уверена, но я пожалел их детей. И я дал ему новый трактор.
Я обычно поздно вечером объезжал совхоз. Вот я еду и вижу - какой-то трактор стоит, с поднятым задом. Я подумал, это может быть трактор, который я записал на Бондуркова, потому что я увидел трактор рядом с его деревней. Я съехал на обочину и смотрю, что он даже не заглушил двигатель, он просто съехал в овраг и не смог выехать, двигатель работал, и дверь была открыта, но рядом никого не было. Я залез в этот трактор, вырулил его из оврага и сам чуть не перевернулся. Затем я вырулил трактор на ровную поверхность, заглушил двигатель, вернулся в машину. Заезжаю в деревню: сидят три человека и среди них этот Бондурков, пьяный вдрабадан. Вы понимаете, как трудно было получить те тракторы, меня попросили взять человека на работу ради его голодных детей. У меня в жилах кровь закипела.
- Скажите, а вот интересно. Ведь Вы жили в таком окружении, но сами Вы никогда к этому не пристрастились…
- Никогда, потому что у меня….
- Чувство ответственности?
- Нет, не в этом дело. В нашем доме никогда не было алкоголя. Моя мать за всю свою жизнь выпила, может, чашку вина. Ее организм алкоголя не воспринимает, поэтому ей становится плохо, и у меня та же проблема. Если я пью красное вино, у меня изжога жуткая, а если белое, то голова раскалывается. И после коньяка мне тоже плохо, и я никогда не пью водку… Но могу немного за компанию.
- Наверное, о Вас думали, как об ущербном, ведь в глазах пьющих людей тот, кто воздерживается, всегда неполноценен.
- Именно, это всегда настораживало некоторых людей. Возвращаясь к этому случаю, я вижу этого Бондуркова пьяным. Я спрашиваю его: "Володя (по-моему, его Володей звали), где ты бросил трактор? Это же ты его просил". В ответ он выругался матом. Ну, я мужик здоровый, и я был еще сильнее тогда. А он ко мне подскакивает, чтобы порисоваться перед друзьями.
Ну, вот он ко мне подскочил, я его взял за груди, он поддатый сильно был. Еще и при свидетелях. Если бы один на один, точно бы по-мужски... А так я его взял и бросил, и он кувырком с этой горы с песком полетел. Завернулся, руки отряхнул и пошел.
- И это все?
- Да, но это представили так, будто я его избил. Но потом оказалось, что нет. Дело закрыли. Поскольку я был депутатом местного Совета, этот орган должен был дать согласие на привлечение меня к уголовной ответственности.
***
Стоит отметить, что важную роль в этой истории сыграл председатель Могилевского обкома КПБ Василий Леонов, который заступился за Лукашенко. После своего избрания президентом Лукашенко назначил Леонова министром сельского хозяйства и продовольствия. Однако в 1997 году посадил его на 4 года. Суд признал экс-министра виновным во взяточничестве и присвоении государственного имущества.
В ноябре 2000 года Леонов был освобожден по амнистии.