Диктатор не собирается освобождать политзаключенных.
Об этом в интервью «Радыё Рацыя» заявил политик и бывший депутат «палаты представителей» Сергей Скребец, комментируя информацию о новом суде над Николаем Статкевичем.
- После того, как в Минске в ходе саммита побывали лидеры Германии и Франции, они таким образом развязали белорусским властям руки и по сути дали возможность проводить ту внутреннюю политику, которую хотят. Эта политика известна, за 20 лет она не менялась. Многие оппоненты власти вынуждены были уехать за границу, некоторые остаются в тюрьмах или на «безработным» положении, как происходит в моей ситуации. Те, кто побывал в тюрьмах, понимают, что дальнейшая борьба с властью бесперспективна и вообще уходят из политики. Белорусские власти зачистили политическое поле, а потому делают все, что хотят. Тем более, что Европа стала более лояльной к этим властям, - сказал Сергей Скребец.
- Возможно, еврочиновники полагают, что на фоне того, что сегодня делает Путин, белорусские власти не такие уж и плохие?
- Думаю, на сегодняшний момент Европе нравятся те действия, которые предпринимает Лукашенко во внешнеполитическом направлении. Мол: территорию Беларуси он контролирует, а Беларусь - буфер между Россией и Европой. Хотя на самом деле очень спорный вопрос, кто кого контролирует, поскольку Беларусь по рукам и ногам связана Москвой. И вообще, как мне кажется, в долгосрочной перспективе Европа не рассматривает нашу страну ни в качестве стратегического партнера, ни в качестве равноправного политического субъекта. Отсюда и такое отношение к ситуации с политзаключенными.
- Если исходить из ваших ответов, то Николай Статкевич вряд ли выйдет на свободу раньше времени?
- Считайте меня пессимистом, но все идет к этому. Более того, ему могут добавить к сроку заключения еще год, как это уже было с некоторыми другими политзаключенными. И уверен: Европа это проглотит. Я вообще не понимаю, как можно приветствовать освобождение политзаключенных, который отсидел за решеткой «от звонка до звонка». Что в этой ситуации европейцам можно «приветствовать»? Условия Европе сегодня диктуют белорусские власти...
Напомним, сейчас Николай Статкевич содержится в помещении камерного типа, где нет дневного света, а на прогулку отводится полчаса в день.
О том, что администрация колонии усилила давление на оппозиционного политика, стало известно в начале апреля, когда только за одну неделю на него составили восемь актов якобы за нарушение режима. Политзаключенный был лишен краткосрочного свидания, которое у них планировалось в этом месяце и продуктовой передачи, провел трое суток в штрафном изоляторе, а 3 апреля его перевели на два месяца в помещение камерного типа (ПКТ).
Николай Статкевич — единственный кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года, который до сих пор находится в заключении. В мае 2011-го он был приговорен к шести годам лишения свободы по обвинению в организации массовых беспорядков в день президентских выборов. Международные правозащитные организации признали Статкевича политическим заключенным.
Изначально осужденный политик отбывал наказание в шкловской колонии № 17, однако в январе 2012-го ему ужесточили условия и перевели в могилевскую тюрьму № 4 на три года. По истечении этого срока, 12 января нынешнего года, Статкевича вернули в шкловскую колонию, где в первые же два дня в отношении политика составили два рапорта о нарушении правил внутреннего распорядка. Сейчас политику угрожает новый тюремный срок.