«Пересел с автомобиля на велосипед, общаюсь по Viber`у, одеваюсь в Китае».
«Салідарнасць» разузнала, на чем белорусы экономят в кризис.
Большинство участников опроса (67,5%), проведенного в марте исследовательским центром НИСЭПИ, считают, что белорусская экономика находится в кризисе. 46.3% респондентов отмечают, что за последние три месяца их личное материальное положение ухудшилось.
Журналисты выяснили, каких трат избегают наученные предыдущими кризисами простые белорусы, от каких удовольствий отказываются и как меняют стиль жизни?
Алена, 34 года, педагог
«У меня один источник дохода, не считая алиментов на дочку. Основная статья расходов — оплата за мою учебу в университете. Только нашла себе работу в деревне с надбавками, как грохнул кризис, и я не почувствовала повышения. Живу от зарплаты до зарплаты с пустым кошельком».
Юлия, 37 лет, в отпуске по уходу за ребенком
«Мы ничего не можем отложить на «черный» день. Уже год, как заморозили строительство дома (хватило только на фундамент). Хотя бы было на еду и необходимое. Мы потратили все сбережения, пока муж был без работы, так что «черные» дни для нашей семьи уже настали.
Роскошью стал ремонт — о нем мы теперь можем только мечтать. Все деньги уходят только на питание плюс колготки, трусы, носки. Детям одежду покупаем в магазинах и на рынке, а себе заказываем в Китае. Например, платье можно выбрать за 150 тысяч, в Беларуси на рынке за такое 500 тысяч просят».
Максим, 26 лет, диджей, фрилансер
«Как и раньше, мало езжу на машине — сажусь за руль только в случае крайней необходимости. Я бы с удовольствием продал автомобиль, но цены так упали, что уже нет смысла. На лето хочу велосипед купить.
Если сижу дома, viber'ом больше пользуюсь, чем мобильным.
Цены на бананы расстраивают, но я все равно их покупаю. Перестал брать соки, заменяю их фруктами.
Пока кризис мало повлиял на мою жизнь: что до этого ж..а была, что сейчас».
Дарья, предприниматель, 36 лет
«Кризис показал иллюзорность моих планов. В январе зарегистрировалась предпринимателем, но все мои надежды заняться бизнесом рухнули. Нет людей, несмотря на рекламу. О каком развитии можно говорить, когда мои знакомые, которые много лет торговали мебелью, сейчас готовы закрываться? Теперь вот голова пухнет, как заплатить в год 7,5 млн. налога, если прибыли нет. Получается, дешевле быть тунеядцем.
Решила, что если до июня результатов не будет, закрою ИП и стану безработной. А пока потуже затянула пояса. Научилась вкусно готовить. Могу обойтись без ресторана и без очередной пары сапог.
Вместо художественной читаю специализированную литературу, и собираюсь пойти на курсы флористики».
Ольга, 26 лет журналист
«Придется выкручиваться с отпуском. Чтобы выехать за границу, как я привыкла, разобью его на две части и поищу дополнительные способы дохода.
Отнесла в комиссионку сумку, которую подарили (но не понравилась), и туфли, которые не носила.
Стала меньше ходить в кафе. Ужинаю дома. Меньше готовой еды покупаю, готовлю сама. Одежду и раньше приобретала на распродажах.
Пробовала бросить курить — не получилось, теперь курю меньше и не оставляю надежды бросить совсем. Перестала ходить по барам: хороший алкоголь стоит очень дорого».
Алексей, 28 лет, специалист по рекламе в сети салонов сотовой связи
«Кризис для меня выразился в невозможности содержать себя. Я снимал квартиру в Минске, работал, получал неплохую зарплату и мог себе позволить пускай недорогие, но приятные вещи вроде кино, пиццерии и так далее.
Сейчас моей зарплаты, которую, кстати, так и не пересчитали и, похоже, не собираются, хватает ровно на аренду квартиры. Питаюсь святым духом и передачками от мамы, а позволить себе хоть какие-либо излишества не могу совсем».
Вера, 34 года, консультант по управлению
«В кризис стали экономить на мелочах. Например, на вкусняшках разных. Реже ходим в магазин просто так. Избавились от ненужных трат.
Затраты на детскую одежду тоже оптимизировали: стали заказывать больше в Европе на скидках через интернет и здесь больше смотрим на ценники при покупке. Часто стоимость детской одежды просто неадекватна предлагаемому качеству и фасону. С игрушками то же самое: сравниваем цены в разных магазинах, чтобы купить дешевле. Исключили спонтанные покупки более дорогих вещей. Сначала подумаем — потом уже вернемся и купим.
Стали больше откладывать, потому что непонятно, как будет дальше. Планируем вложить средства в жилье (у нас не закончен ремонт).
Не планируем отдых. Если поедем, то по горячей путевке».
Жанна, 33 года, предприниматель, оказывает услуги в сфере образования
«У меня нет детей, я не выплачиваю кредит, и все, что зарабатываю, могу тратить на себя. Я могу умерить свои аппетиты, но если ужмут так, что не будет хватать на любимую краску для волос, соберу чемодан и уеду из страны.
Я не могу отказаться от автомобиля: это мой инструмент для зарабатывания денег. Хотя по городу езжу на велосипеде, когда позволяет погода, и без проблем пользуюсь общественным транспортом.
Перестала ходить в гости к друзьям, потому что всегда нужно с собой нести подарочки или еду. Раньше я любила широкие жесты: могла сделать подарок человеку, который мне нравится. Очень тяжело от этого отказываться, но теперь «лишние» деньги идут на развитие бизнеса.
Если раньше много денег тратила на развлечения и откликалась на приглашения вроде «давай поедем на концерт», то теперь собираю на отдых и не позволяю себе съездить в Люблин на чашечку кофе.
Одежду и обувь покупаю в Польше, благо есть виза. Здесь дорого и подходящего размера не найти. Прошу друзей привозить из Европы деликатесы, грузинское вино и сыры, которые там почему-то в два раза дешевле, чем в Беларуси».
Наташа, 37 лет, бухгалтер
«Прежде всего, отказываемся от семейного отдыха. Планировали летом поехать на море, но не потянем. Во-вторых, придется отложить ремонт, покупку мебели и техники. Автомобиль собирались поменять, но теперь покупка нового заморожена на неопределенное время.
Да что машина! Я год назад хотела себе горный велосипед купить — пожалела 3 миллиона. Сейчас такой уже 4,5 млн стоит.
Более обдуманно подходим ко всем тратам. Что касается одежды, покупаю те марки, что нравятся, но реже.
Меньше стали есть рыбы и пить хороший кофе, к которому привыкли».