Немецкий посол в Беларуси рассказал о перспективах отношений между официальным Минском и ЕС и причинах, сдерживающих приток в Беларусь крупных инвестиций.
Интервью Чрезвычайный и Полномочный посол ФРГ в Минске Гебхардт Вайс дал агентству «Интерфакс».
- На ваш взгляд, что помешало Беларуси и Евросоюзу в минувшем году в полной мере реализовать возможности по нормализации отношений? Вы разделяете наметившийся в конце года пессимизм ряда западных политиков по поводу дальнейшего развития диалога между Минском и Брюсселем?
- Для ответственной политики субъективные моменты, как пессимизм или оптимизм, менее важны, чем реальная воля к конкретному действию. При этом терпение и направленность политического процесса чаще всего важнее, чем его темпы. Это касается и вашего вопроса. Ведь во второй половине прошлого года в Европейском Союзе ощущалась некоторая разочарованность из-за медленных темпов в принятии внутриполитически значимых решений в Беларуси. Однако оценка направленности политического процесса в Беларуси остается неизменной. Это вновь нашло четкое отражение в программе осуществления Восточного партнерства нового испанского председательства ЕС. И сейчас важно, чтобы наши белорусские партнеры придерживались положительного курса на 2010-2011 годы, особенно в контексте главных предстоящих внутриполитических событий - местных и президентских выборов, которые будут иметь особое значение для реального демократического развития страны и ее имиджа за рубежом.
- По вашему мнению, какие шаги должны быть предприняты Беларусью и ЕС для того, чтобы вывести двусторонние отношения на более высокий уровень?
- Этот процесс уже давно начался. Встречи между министрами иностранных дел после долгих лет сдержанности стали уж почти рутиной. Все больше контактов развивается на уровне отраслевых министров и глав правительств. В 2009 году были встречи и на высшем политическом уровне. Этот процесс будет все более интенсивно продолжаться, поскольку он обусловлен объективными интересами его участников.
- Вы разделяете мнение о том, что в диалоге между Минском и ЕС необходимо сделать паузу до президентских выборов в Беларуси?
- Такая безыдейность была бы сейчас наихудшим вариантом. Европейский опыт последних десятилетий показывает, что отказ от диалога не приводит ни к более продуктивным процессам, ни к более сбалансированным результатам. Даже в крайне критические периоды «холодной войны» трудности преодолевались совершенно обратным подходом, делая ставку на диалог – разумеется, критический по мере необходимости – и на целенаправленное сотрудничество, где только возможно. В сумме оба этих компонента остаются решающими и для поэтапного успешного развития отношений между ЕС и Беларусью. В этой связи неизменным остается главный посыл ЕС: во всей Европе люди должны жить достойно в условиях свободы, соблюдения прав человека и всеохватывающей модернизации, не ограничивающейся лишь экономикой и инфраструктурой для того, чтобы занять уважаемое место для свободного и ответственного самовоплощения. Такая общая целеустановка остается осуществимой, поскольку она является сутью поистине европейского развития, даже если темпы продвижения к этой цели время от времени притормаживаются.
- Белорусская оппозиция упрекает Запад в том, что в отношениях с Беларусью экономические интересы Европы возобладали над общеевропейскими, демократическими ценностями. Вы согласны с этим?
- Это просто не верно. Такая оценка не обоснована ни решениями Европейского Совета, принятыми с осени 2008 года, ни концепцией Восточного партнерства, политически обязывающей ЕС, которая была принята в мае 2009 года и направлена на сбалансированное развитие всех четырех платформ - прав человека, «хорошего» управления, экономики и инфраструктуры, гуманитарных вопросов. Кстати, от белорусских оппозиционеров я слышал и более взвешенные комментарии.
- Стоит ли Беларуси рассчитывать на получение макрофинансовой поддержки со стороны ЕС?
- Комиссия направит заявку Беларуси как в Европейский Совет, т.е. 27 странам-членам ЕС, так и в Европейский Парламент. Ввиду относительно положительной оценки МВФ по поводу экономической и финансовой ситуации в Беларуси, шансы в финансовом отношении, пожалуй, неплохи. Но решение будет определяться не только финансовыми аспектами. Будут учитываться также значимые внутриполитические процессы, которые должны идти в правильном направлении. Текущий год дает для этого достаточно поводов, которыми можно воспользоваться в положительном плане – именно в известных сферах, имеющих для ЕС важное значение при развитии отношений с Беларусью на европейских основах.
- Могут ли каким-то образом повлиять на развитие диалога Беларуси и ЕС периодически возникающие проблемы в белорусско-российских отношениях? Почему, на ваш взгляд, России никак не удается выстроить стабильные отношения с Украиной и Беларусью в энергетической сфере?
- Являясь послом Германии в Беларуси, я хотел бы при ответе на этот вопрос ограничиться лишь следующей ремаркой: в политических отношениях, впрочем, как и в отношениях между людьми, проблемы обычно порождаются не только одним из партнеров. В затронутой вами энергетической сфере отдаленные последствия бывшей советской энергетической инфраструктуры переплетаются с рефлексами сегодняшней политики власти и национального самоутверждения. В этой связи обращает на себя внимание заинтересованность Беларуси в поисках диалога с ЕС именно в сфере энергетики. Использование согласованной с ЕС системы раннего предупреждения укрепляет взаимное доверие.
- Изменилось ли за последнее время мнение представителей элит вашей страны в отношении политической и экономической ситуации в Беларуси? При каких условиях в Беларусь может прийти крупный германский бизнес?
- Не только в Германии, но и во всем Европейском Союзе на протяжении последних трех лет оценка политической и экономической ситуации в Беларуси постепенно претерпевала изменения. Германская экономика, занимающая в настоящее время в торговле Беларуси третье место, несколько активизировала свои действия в белорусском направлении и в инвестиционной сфере. Однако она ожидает при этом еще более последовательных и решительных шагов в плане либерализации, дебюрократизации, приватизации, правовой безопасности и равноправных подходов в любом отношении, в том числе при проведении тендеров по различным проектам.
- Как в Германии оценивают действия белорусских властей по либерализации экономики, созданию благоприятного инвестиционного климата? На ваш взгляд, есть ли чем гордиться на самом деле?
- Сейчас, когда во всем мире намечается возвращение к экономическому росту, а, следовательно, и к оживлению инвестиционной деятельности, решающее значение имеют не правильные слова, а конкретные, нужные действия. На этом фоне в различных регионах мира вновь обострится борьба за иностранные инвестиции. Иностранный капитал уже сейчас вновь находится в поиске наиболее оптимальных условий для инвестирования. Беларуси следовало бы гораздо решительнее готовиться к этой новой фазе путем проведения широкомасштабных реформ, поскольку теперь уже будет недостаточно делать ставку на «латание прорех» в существующей системе. С другой стороны, у наделенных политической ответственностью элит иногда наблюдается тенденция к бахвальству, которая способна затмить взор на объективно существующую потребность в действиях. Германская экономика практически во всех сферах действует глобально, что дает ей возможность сравнивать инвестиционные условия тоже в глобальном масштабе. На сегодняшний день она, очевидно, считает, что условия для активизации инвестиционной деятельности в Беларуси хотя однозначно и улучшились, но для действительно широкомасштабных инвестиций все еще остается слишком много неуверенности и риска.
- Готов ли германский бизнес финансировать реализацию крупных совместных проектов? Если да, то какие сферы белорусской экономики вызывают интерес у германской стороны?
- Этот вопрос – результат недопонимания: если в Беларуси в скором времени не будут более решительно и более фундаментально проведены реформы и приватизация, то германская экономика не будет и не сможет компенсировать такие потребности путем инвестирования своего капитала, не имея четких перспектив на осуществление реформ в Беларуси.
В таком случае в двусторонних экономических отношениях, скорее всего, будет сохраняться сравнительно большой разрыв между значимостью товарооборота, с одной стороны, и уровнем инвестиций, с другой. Хотя Беларусь, исходя из размеров страны и ее рынка, в принципе могла бы быть идеальным партнером, в частности, для малых и средних немецких предприятий, которые широко представлены во всех отраслях, являясь стержнем германской экономики. Однако они лишь с трудом находят себе равнозначных и гибких партнеров в Беларуси в силу существующих здесь экономических структур со сверхтяжеловесными и громоздкими государственными предприятиями. Если в Беларуси в результате широкомасштабной приватизации возникнут также новые, более гибкие и современные предпринимательские структуры, тогда это естественным образом расширит объем современных партнерских связей и действительно совместных проектов. Быть может, это было бы важно и для будущего Беларуси, поскольку малые и средние предприятия стран ЕС руководствуются в своей деятельности исключительно экономическими соображениями, не являясь политическими или геополитическими факторами власти.
- Можно ли ожидать, что страховое агентство «Гермес» в ближайшее время сможет увеличить лимит страхового покрытия по кредитованию германского экспорта в Беларусь?
- Общая сумма экспортных кредитов, получивших в последние годы страховое покрытие по линии «Гермес», составляет на сегодняшний день уже более 915 млн. евро. В начале года только на первое полугодие текущего года был выделен очередной лимит кредитования (плафонд) в размере 100 млн. евро. Таким образом, на весь 2010 год вероятен еще более высокий плафонд. Это свидетельствует о растущем значении поставок из Германии для технической модернизации Беларуси.
- В этом году вы заканчиваете свою работу в Беларуси. Какие планы остаются нереализованными? Что вы посоветуете будущему главе дипломатической миссии Германии в Минскe?
- Говорить об этом еще слишком рано, так как мой трехлетний мандат заканчивается лишь в середине этого года. До тех пор предстоит еще много сделать. Своему преемнику или своей преемнице я прежде всего посоветовал бы также направлять свои усилия на положительное, сбалансированное и динамичное развитие, поскольку считаю, что люди этой страны просто заслуживают этого.