80% крымских татар не видят иного пути, кроме как вернуть Крым под эгиду Украины.
Исторический лидер татарской общины Крыма Мустафа Джемилев говорит, что уверен: еще при его жизни Крым вновь станет украинским, пишет Бенуа Виткин в материале, опубликованном в газете Le Monde (перевод -InoPressa.ru).
Мустафа Джемилев - исторический глава татарской общины Крыма, мусульманского меньшинства численностью 250 тыс. человек, или 12% населения полуострова. Ему 71 год, он пережил депортацию своего народа в Узбекистан в 1944 году, позднее стал антисоветским диссидентом, провел 15 лет в ГУЛАГе, говорится в статье. В настоящее время он депутат украинского парламента. Он выступил против аннексии Крыма Россией в марте 2014 года, и теперь ему запрещен въезд на территорию полуострова.
Джемилев объясняет несогласие крымских татар с присоединением Крыма к России хорошей исторической памятью: "На протяжении двух столетий мы жили под российским господством. Мы пережили депортацию. Но это не только исторический вопрос. Мы всегда сосуществовали с украинцами. Они более демократичны, более толерантны, более открыты другим культурам, чем русские. До развала СССР мы определили нашу политическую линию, которая заключалась в поддержке независимой Украины. После 1991 года у нас были хорошие отношения с Украиной. Татарский язык был вторым языком на полуострове", - передает корреспондент.
"Я бы сказал, что 80% крымских татар не видят иного пути, кроме как вернуть Крым под эгиду Украины. Некоторые не верят, что возвращение может произойти при их жизни, и подчеркивают, что в ожидании возвращения надо как-то жить... Есть и такие, кто испытывает страх", - говорит Джемилев.
"В настоящее время власти проводят расследование событий 26 февраля 2014 года, когда татары организовали манифестацию протеста против требования о присоединении к России, - сообщил лидер крымских татар. - Имеют место обыски, аресты... В основном забирают обычных граждан, простых блоггеров. Цель - распространить страх, чтобы никто не чувствовал себя в безопасности, и подтолкнуть татар к отъезду. В августе 2014 года, по данным ООН, Крым покинули 20 тыс. человек, из них больше половины - татары. И эта цифра продолжает увеличиваться".
Джемилев не только верит, но и убежден в том, что Крым вернется на Украину: "Это вопрос логики: никто не делает ставку на милосердие Запада, делается расчет на инстинкт выживания. Если бы мир был согласен с этим свершившимся фактом, с этим бандитизмом, какой смысл в договорах между странами? Это было бы коллективным самоубийством".
Что может способствовать возвращению Крыма? "Только санкции против России и безоговорочная поддержка Украины, - ответил Джемилев. - Я не верю в военное решение. Оно пугает. Русские разместили на полуострове от 40 до 60 тыс. человек с самым современным вооружением. Кроме того, начинается размещение ядерного оружия".
Возвращение Крыма при жизни Владимира Путина было бы эквивалентно его самоубийству, признает собеседник издания. Но логика заключается не в этом, потому что решение об аннексии Крыма уже противоречит интересам России.
"Помимо политического вопроса есть еще и экономический аспект, - отмечает Джемилев. - До тех пор, пока Крым принадлежал Украине, он был самодостаточным. Сегодня Россия вынуждена вкладывать 6-7 млрд долларов ежегодно для его выживания".
По словам Джемилева, "нынешние украинские руководители, конечно, не святые, но они коренным образом отличаются от предшественников". "Я думаю, что мы избрали хорошего президента, - говорит он о Порошенко. - Я долгое время работал вместе с ним в парламенте, это человек, которому близки интересы своей страны".
Что касается России, Джемилев сказал: если ее политика останется прежней, не надо быть большим мудрецом, чтобы представить, как все закончится. Украина станет последней русской авантюрой. "Этот конец может обрести форму развала страны. Такая перспектива пугает, ведь речь идет о ядерной державе. Лучшим выходом были бы демократические изменения, но на такой сценарий надежды мало. Более вероятным является дворцовый переворот. Окружение Путина имеет повод восстать: они наворовали миллиарды за прошедшие годы, а сегодня, в условиях санкций, не могут их тратить".