Ну и натворил делов этот самый Джеймс Кэмерон! Правду говорят: что хорошо для американца (и немца, и поляка, и японца), то русскому – смерть!
Пока весь крещеный или даже некрещеный, но цивилизованный мир бездумно наслаждается спецэффектами в системе 3D фильма «Аватар» (надо бы «аватара» - в индуистской мифологии это слово женского рода, о чем нам давно поведал лихой мистик и фантаст Василий Головачев в своей «Запрещенной реальности»), некрещеная и нецивилизованная Россия усмотрела в этом роскошном фильме вещи не очевидные, но невероятные. Усмотрела повод и основания для неких судебных исков о плагиате, ряд преступлений против человечества, предлог для холодной войны, разрыва дипломатических отношений, космических войн с США, введения цензуры в кинопрокате, ареста самого Кэмерона, запрета его фильмов и введения в Уголовный кодекс новой статьи о государственной измене путем перехода на сторону инопланетян. Сразу видно (если кто раньше и сомневался), что России суждено идти своим особым путем, даже в зрительных залах кинотеатров или при просмотре DVD.
Сначала в бой ринулись невменяемые коммунисты (хотя, может, здесь прилагательное ни к чему, где вы видели вменяемого коммуниста?) Петербурга и Ленобласти. Есть такая шизофреническая организация в том шизофреническом регионе, где город носит одно название (спасибо Анатолию Собчаку), а область – диаметрально противоположное.
Эти самые коммунисты уже прославились выходкой с протестами насчет применения «Авроры» для светской вечеринки, и Валентина Матвиенко обещала разобраться. Оказывается, эта калоша имеет сакральное значение, и на ней нельзя вечеринки проводить. Это как если бы в Мюнхене состоялась party, то есть тусовка, в той самой пивной, где начинали Гитлер с его партайгеноссе, местная организация национал-социалистов пожаловалась, что издеваются над национальной святыней, а мюнхенский бургомистр пообещал бы разобраться. Видела я эту пивную, там пьют и едят. И никаких мемориальных табличек.
Так что же не устроило этих психов из Ленобласти в фильме Джеймса Кэмерона, который за миллионы парсеков от земных реалий? Оказывается, Кэмерон содрал свой фильм у братьев Стругацких, и оказался он расхитителем социалистической собственности советских писателей только на том основании, что в некоторых их произведениях фигурирует планета Пандора, на которой сначала водились жуткие ракопауки и тахорги, а потом там устроили курорты с пляжами и стали выращивать водоросли и прочие злаки для пищевой промышленности Земли.
А у «коммунистов Петербурга и Ленобласти» эта планета, оказывается, «была открыта и полита кровью советских космонавтов» и у нее есть «координаты во Вселенной», при том что такой планеты в природе нет, а есть вымысел Стругацких. Оказывается еще, что фильм снят по заказу Белого Дома и лично Обамы и понимать его надо так: Венесуэла уже захвачена, Чавес убит, а орды «джи ай» вырвались за пределы Солнечной системы. Фильм призван обосновать присуждение Обаме Нобелевской премии, считают коммунисты. Сталинские пропагандисты, доктор Геббельс и его команда и идеологи итальянского фашизма отдыхают.
Смейтесь, смейтесь. Это не прикол, это политическое заявление. Эти люди называют себя «левыми демократами» и собираются вами управлять.
Одна из зверюшек в фильме оказывается тахоргом (хотя, по-моему, это скорее донован, описанный каким-то американским фантастом, или вообще новая тварь). И главное – республиканцы должны ренту коммунистам выплачивать: фильм, оказывается, «ярко демонстрирует цели реформы американской системы здравоохранения, проводимой администрацией Обамы». Выходит, цель реформы – не бесплатность, не распространение страховок на неимущих американцев, а генная инженерия.
Я уж не говорю о предложении, которое сделано «от имени всех коммунистов России»: «карающим красным лучом уничтожать обамов и кэмеронов, а одичавших хищников иных планет приучать работать на благо мира и социального прогресса во Вселенной»!
Мы жили так, кстати, 70 лет, внедряя коммунизм в Афганистан, в Африку, в Латинскую Америку. А они предлагают нам пожить так же еще, только уже вынести свои ограниченные контингенты в космос. Сопрезидент Медведев тоже на другие планеты собрался, и вот ему достойный экипаж из «коммунистов Петербурга и Ленобласти».
Но куда хуже то, что на фильме сломалась в очередной раз демократическая репутация Дмитрия Быкова, автора «Новой газеты». Я радовалась, видя его талантливые и остроумные поэтические колонки, вроде бы вполне антитоталитарные и оппозиционные. Особенно про Наташу Морарь. Или про египтян-сталинистов, любителей Хеопса. Я поглаживала том с биографией Пастернака, действительно фундаментальный и талантливый, и думала, что Дмитрий Быков исправился после своего падения до уровня работы на Михаила Леонтьева в журнале «Фас!». Но на Кэмероне он сломался. Оказывается, режиссер снял ужасный фильм про измену Родине-Земле, своему безумному полковнику, поливающему из огнеметов священные деревья чужой планеты, своим танкам, своему империализму. Оказывается, права любая Родина.
Никто не назовет Дмитрия Быкова коричневым нацистом. Он, так сказать, мягкий кремовый империалист. Но в одном он совпал с безумными красными Петербурга, которые пишут в своей «заяве»: «Кэмерон встает на сторону внеземной цивилизации в конфликте с человечеством». И я вспомнила, как «Новая газета» во главе с Дмитрием Муратовым много лет назад, еще при Ельцине, задолго до истории с НТВ, гробила Альфреда Коха за его блестящее интервью, данное американскому радио, насчет жалкой, никому не нужной, провинциальной, но пыжащейся до империи России; вспомнила, как тот же Дмитрий Быков, негодуя, что Леониду Рошалю за «Норд-Ост» дали орден, а Анне Политковской – нет, писал, что он несогласен с Политковской. А в чем? Теперь я поняла: вместо мирного населения несчастной Чечни и обреченных заложников «Норд-Оста» ей надо было защищать ОМОН, полковника Буданова, отморозков, которые отрезали мертвым чеченцам уши, и бойцов группы «Альфа», отравивших заложников нервно-паралитическим газом.
Значит, мой лозунг 1991 года, с которым я стояла вместе с товарищами по ДС в Вильнюсе, у захваченных советскими десантниками зданий, все еще действителен: «У советского оккупанта нет Отечества, его Родина – танк». И у российского – тоже нет. У оккупантов не может быть Отечества.
Так о чем же, в конце концов, этот злополучный фильм? Борис Стругацкий уже заявил, что у него к Кэмерону претензий нет. И если фильм с чем-то и перекликается, то, конечно, с романом Урсулы Ле Гуин «Слово для леса и мира одно». И здесь и там биологическая цивилизация вступает в конфликт с земной, технотронной. И здесь и там ученые восстают против своих полковников, уничтожающих чужую цивилизацию. И здесь и там земляне что-то добывают на чужой планете. И здесь и там земляне уходят (кроме тех, кто был убит). Фильм Кэмерона прекрасен и печален. Но в нем бездна юмора. И это не «стрелялка», не блокбастер. Это проблемный, умный, горький фильм. И не важно, что инопланетяне синие и с хвостом. Спросите у Буданова, и он вам скажет, что у чеченцев – рога и копыта.
Живая планета, духи предков, дерево-президент Эйва, нерасторжимая связь людей, драконов, гор (вспомните Высоцкого: «Ведь это наши горы – они помогут нам!»). На наших глазах искалеченный десантник («афганец», как они сами себя назвали) Земли, примитивный представитель коммандос, пообщавшись с биологом Грэйс (Сигурни Уивер) и с аборигенами, гуманными и прекрасными, становится человеком. Именно тогда, когда выступает против неправых людей на стороне инопланетян. Ученые поднимают бунт против военных и гибнут за этих синих и хвостатых.
Но вот зло повержено, полковник, презиравший дикарей, умер от их стрел, и земляне уходят с Пандоры. Им позволили, хотя могли бы всех перебить. Некоторым, не пролившим кровь, даже разрешили остаться. Ведь всех, говорящих на русском языке, даже совков, не выселили из Литвы, Латвии, Эстонии, Польши. А какова награда нашего инвалида без ног, переродившегося десантника? Он любит синюю красавицу, и ему нет места на Земле. Трибунал из коммунистов Ленобласти и поэтов Быковых пошлет его за измену человечеству на электрический стул. Дышать воздухом Пандоры землянин не может. Управлять человеческим сознанием в голубом искусственном теле аватары больше некому: земляне ушли вместе с техникой и электроникой. И он идет на смертельный риск. Его человеческое тело лежит без маски под деревом Эйви, рядом голубое тело-скафандр. Инопланетяне молят мать Эйви перенести сознание человека в синее тело с хвостом. А там – как Бог даст. Как мать Эйви рассудит. Жизнь не гарантирована, земная наука такого не может. Разве что биологическая цивилизация потянет. Достойная смерть – или достойная жизнь.
Прогрессивное человечество давно перешагнуло через жалкую и скудную истину «Твоя Родина всегда права». Русские офицеры в 1863 году отказывались вешать восставших поляков, предпочитая расстрел. Английские диссиденты публично выступали на стороне буров против англо-бурской войны. Генерал де Голль изменил сдавшейся Гитлеру Франции, был приговорен ею к расстрелу и организовал в Великобритании комитет «Сражающаяся Франция» против Гитлера и против правительства Виши. Немецкие антифашисты сотрудничали с англичанами (дай Бог, чтобы не с СССР). А Дмитрий Быков и не заметил.
Есть еще фильм «Район № 9». Там землянин помогает бежать с Земли гонимым инопланетянам, похожим на моллюсков. И человечество осуждает не его, а компанию, препарировавшую этих самых моллюсков. В США осудили лейтенанта Келли – за сожжение вместе с людьми мирной деревни Сонгми. И только что посадили собственную тюремщицу из «Абу-Грейб» за издевательства над пленными. Мир меняется к лучшему. Цивилизованный, западный мир.
Россияне поддерживали Ельцина, но когда он поднял руку на Чечню, все приличные люди России пошли на пикеты и митинги протеста. Егор Гайдар пошел. Анатолий Чубайс не пошел, а сказал, что российская армия возрождается в Чечне. И вылетел из компании порядочных людей. И неужели Дмитрий Быков думает, что если бы я умела стрелять и сохранила какое-то здоровье после советских лагерей, я в 1995 году не пошла бы с митингов протеста записываться в чеченскую армию к Джохару Дудаеву?
Есть такой лозунг: «За Вашу и нашу свободу!». С ним ложатся под танки, а не садятся в них, чтобы стрелять по чужой правоте через прицел своей неправды. Пусть Дмитрий Быков созвонится с Евгением Евтушенко, который написал в 1968 году: «Танки идут по Праге, танки идут по правде». Наш поэт вместе со всей путинской Россией сломался на имперском синдроме. 11 декабря 1994 года Россия сорвалась с пути возрождения и пошла ко всем чертям, через границу Чечни. А в августе 2008 года она доехала до этих самых чертей в ходе российско-грузинской войны.
Пока мы не научимся спрашивать со своего Отечества строже, чем с чужого, наш путь – к чертям. И туда нам и дорога.