С затягиванием кризиса в Украине продолжают ухудшаться российско-американские отношения. Новый шаг американского правительства грозит опустить их уровень еще ниже.
В рамках мер по поддержке Украины США отправили туда 290 военных из расквартированной в итальянской Вченце 173-й воздушно-десантной бригады. Они будут обучать бойцов Национальной гвардии Украины. При этом президент США Барак Обама, испытывая давление политических оппонентов, избрал золотую середину между ничего не делать и поставками смертельного вооружения.
Однако вполне понятное решение американской администрации может вызвать ответные шаги Кремля.
Чтобы понять причины, рассмотрим исторический контекст. С окончанием холодной войны Россия наблюдает за расширением НАТО в Восточной Европе. После свержения ориентированного на Россию президента Украины Виктора Януковича, Владимир Путин и его советники решили, что это сигнал о предстоящем присоединении Украины к НАТО.
Для Путина предотвращение Украины от резкого разворота на Запад является жизненно важным вопросом существования. Бывший посол США в СССР Джек Мэтлок как-то говорил мне, что для Путина вопрос о вероятном вступлении Украины в НАТО является равнозначным размещению советских ракет на Кубе для Кеннеди.
В результате такой сверхчувствительности России к геополитической ориентации Украины мы можем ожидать резкую реакцию Москвы на ввод американских военных в Украину.
Во-первых, Россия, вероятно, станет еще более нагло поддерживать террористов на Востоке Украины. Это может выражаться в поставках новых вооружений и вводе дополнительных частей своих войск на Донбасс. Возможно даже начало наступления на Мариуполь с дальнейшим образованием коридора в захваченный Крым. Это будет концом мирных инициатив Минск-II. Проще говоря, Путин готов любой шаг США использовать для эскалации конфликта и активизации своих действий на Донбассе.
Во-вторых, скорее всего, в ближайшие недели мы увидим новое бряцанье ядерным оружием со стороны России. Из-за своей очевидной слабости в сфере обычных вооружений, России остается лишь таким образом подчеркивать свою значимость. В марте на годовщину оккупации Крыма Путин заявил по телевидению, что был готов привести в боеготовность ядерные силы. Сейчас ядерная доктрина стала главным фактором международной политики Кремля.
Именно для этого в последнее время Россия резко увеличила количество учений с участием средств доставки ядерных боеголовок. Резко увеличились вылеты российских ядерных бомбардировщиков ТУ-95 и выходы боевых кораблей к Гуаму, Аляске, Балтии и Великобритании. Эти действия повышают риск того, что стороны могут не понять намерения друг друга. В 1979 и дважды в 1983 годах между США и СССР были страшные инциденты, когда каждая сторона воспринимала действия другой, как начало ядерной атаки.
В прошлом году Россия провела испытания ракет, нарушившие договор 1987 года по ликвидации ракет малой и средней дальности. Недавно Россия переместила в Калининградскую область 10 комплексов "Искандер", способных стрелять ядерными боеголовками.
Не исключено, что Россия также будет прилагать усилия для ослабления союзников США по НАТО. Особенно это актуально для Литвы, Латвии и Эстонии. 20 апреля Москва инициировала новые обвинения против захваченного эстонского офицера. Не случайно это произошло именно в день прибытия в Украину американских военных.
Россия также предприняла провокацию против Норвегии. Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, которому из-за санкций запрещен въезд в Норвегию, остановился по дороге на северный полюс на норвежском острове Шпицберген.
Казалось бы, мелкие и недружественные шаги по отношению к Норвегии и Эстонии, на самом деле посылают явный угрожающий сигнал союзникам США.
И наконец, Россия может предпринимать любые недружественные шаги на Ближнем Востоке. Россия уже объявила о намерениях продать Ирану противоракетные комплексы С-300. Этот шаг может существенно повлиять на баланс сил на Ближнем Востоке. Вероятная продажа комплексов Ирану вызывает большое беспокойство в Вашингтоне и Тель-Авиве.
Отправка менее 300 американских солдат в Украину может показаться незначительной. Однако в Москве думают иначе.
Джош Коэн, Reuters.Blogs (перевод — obozrevatel.com)