Война с Украиной может стать поворотной точкой в развитии России.
Российский поэт, певец и гражданин рассуждает в интервью Deutsche Welle о ситуации в своей стране - манипулировании общественным мнением, протестах, президенте, министрах и безответственном большинстве.
- Василий, недавно вы обнаружили себя в некоем списке "нацпредателей", где-то между Лией Ахеджаковой и Юрием Шевчуком. Как-то это отражается на вашей жизни, вашей карьере?
- Видимо, хватает ума не трогать меня. Но возводить отсутствие глупости в ранг подвига я тоже не хочу. А жаловаться на то, что я вот такой веселый и клевый, а меня не крутят, по большому счету низко: ты же пишешь не для того, чтобы тебя по радио крутили. А если для этого - то грош цена тому, что ты пишешь. И потом: ну что такое "черные списки"? Какой-то кретин взял список людей, которые подписали очередную петицию за все хорошее и против всего плохого, и объявил их предателями страны. Степень человеческой глупости необъятна, а в России она еще и своеобразна.
- Вы себя за последние несколько лет зарекомендовали как человек социального высказывания. Прежде вы участвовали в митингах на Болотной площади, участвовали в проектах типа "Гражданин поэт"... Какая форма высказывания кажется вам адекватной актуальной ситуации?
- Мне кажется, что мы все, кто вышли на Болотную площадь, переоценили количество таких людей и их возможности. Кроме того, мы все дружно позабыли о том, что власть в нашей стране за всю историю никогда не шла навстречу мирно протестующим порядочным людям. Никогда она не реагировала на это адекватно и никогда не воспринимала это как нормальный ход отношений человека и государства.
Я перестал ходить на митинги в тот момент, когда осознал, что это бесполезно. Я считаю, что все было сделано людьми, которые вели протестную волну, неправильно и неумело. Но это, конечно, не значит, что я перестал считать плохие дороги плохими дорогами, а ворующих чиновников - подлецами, заслуживающими тюрьмы.
- То есть вы считаете, что любой мирный гражданский протест в сегодняшней России бесполезен?
- Вся эта игра начала напоминать теннис со стеной: какую ракетку ни возьми, в какую форму ни оденься, как красиво ни бегай - стена никогда не проиграет. Пока мы предавались всей это романтике - "давайте возьмемся за руки, обмотаем лоб белой лентой, сходим туда-сюда, мы такие хорошие, порядочные и крутые, лучшие люди" - хитрая госпропаганда вбивала клин, стремилась разъединить общество. То есть занималась своим прямым делом, пытаясь отвлечь людей от внутренних проблем страны: "лучше вы будете цапаться друг с другом, нежели видеть, какие мы подлецы и воры". И у них это благополучно получилось.
Может быть, я озвучиваю точку зрения, которая не слишком популярна, но Путин стал президентом не потому, что он лично бегал по избирательным участкам, а потому, что были люди, которые голосовали по убеждению за него. Были люди, которые голосовали, потому что они получили какие-то деньги, были люди, которые переписывали протоколы. Это все были люди нашей страны! Эти выборы объявили честными. И то, что народ Российской Федерации принял это и никак на этот счет по большому счету не отреагировал, говорит о том, что все смирились с таким ходом вещей.
- Вы тоже?
- Я должен принимать это, большинство таким образом решило. А что я должен делать? Я живу в этой стране. Я не пытаюсь всех заставить думать как я и устроить диктатуру Васи Обломова. Все решили: "Мы хотим жить так. Мы хотим эту разбитую дорогу". Ну, хрен с вами: я буду ездить в объезд. Да, ситуация печальная и тягостная.
- Есть ли какие-то идеи, как ее изменить, кроме как ездить в объезд?
- Все, что я умею делать - это писать песни и стараться жить так, чтобы потом не было стыдно. Может быть, это банально прозвучит, но если каждый человек будет по-человечески себя вести, то многое изменится. Например: за все эти годы протеста ни у кого не возникла мысль пойти к Останкино и потребовать честных новостей. Я не понимал, почему так: почему в 1990-е людям пришло это в голову, а в нулевые - нет? Даже когда убили Немцова, даже когда война началась и все принялись кричать про "атмосферу ненависти", которую сеют СМИ. Почему же никто не пошел требовать у Останкино честности?
- Выросла мощная система, которая навязывает совершенно другую модель жизни...
- Но они же помрут рано или поздно.
- То есть вы рассчитываете на "временной фактор"?
- Мы живем в стране, где столетиями ничего не меняется, но все может измениться в один день. А вообще я - посетитель ресторана, а не повар. Если бы я был поваром, то есть политиком, я бы интервью не давал и занимался другими вещами. Но как посетитель ресторана я говорю: "Суп прокис!"
- Звучит как глубокое разочарование.
- Можно сказать и так. У Германа Гессе (Herman Hesse) есть книжка, где он описывает степных волков, которые не могут жить в обществе мещан, презирают его, но силы для того, чтобы вырваться, у них нет. Они ходят и живут. И несчастны.
- И вы себе ощущаете таким "степным волком"?
- Не знаю. Я не склонен к упрощению всей ситуации. Я ощущаю себя частью страны, у нас очень непростая история, и я чувствую, что ничего не будет хорошо.
- "Пора валить"?
- Моя песня "Пора валить" как раз об обратном. У меня есть желание жить в России по-человечески.
- Немцам бросается в глаза эта уcтрашающая цифра: 80 процентов россиян за Путина...
- Я думаю, это далеко от того, чтобы быть правдой. Это то же самое большинство, о которым говорил я: им все равно. Им много лет внушали, что от них ничего не зависит. Если телек переключится в другой режим, они все будут по-другому думать и говорить. Людей обманывают и пользуются их доверчивостью. Любой из этих "поддерживающих" людей хочет по-человечески жить. Путин ведет себя ровно так, как вел бы себя на его месте любой властолюбивый человек, оказавшийся в этой машине. Вот они сейчас создали эту машину с мощными запрещающими законами. Вы что думаете: новый человек, который сядет за руль этого автомобиля, он что, начнет управление менять? Он будет с удовольствием пользоваться этими рачагами!
Вот в Германии же всем объясняют, что в том, что Гитлер в свое время пришел к власти, был виноват весь немецкий народ, а не десять человек. А у нас людей не учат разделять ответственность. У нас даже налоговое законодательство так построено, что ты не разделяешь финансовую ответственность со страной. Многие даже не знают, платят они налоги или нет.
- Исторический опыт Германии доказывает, что честная уплата налогов не является панацеей от диктатуры.
- Да. Но когда у нашего президента в последний раз спрашивали: на что вы потратили столько налоговых денег? зачем нам новые ракеты, если больниц нет нормальных? У нас зона комфорта заканчивается порогом квартиры и внутренним пространством автомобиля. Государственное - это ничье, а не общее. Это принципиальная разница.
- А как же строительство евразийского пространства, особый путь, славянский союз?
- Мы будем обсуждать популизм или реальность? Нет у нас никакой идеи в стране, мы не понимаем, куда и зачем мы идем. Вот "Он" наутро проснется и решит, что будет война, а на другое утро решит, что будет мир, и опять всех переиграет. Вся страна на это завязана. Новости превратились в сериал "Жизнь и увлекательные приключения президента в борьбе с врагами". Эти все люди на государственных постах - у них нет никаких внутренних убеждений, кроме стремления к личному обогащению. Возьмите любого министра у нас, да хоть премьер-министра, президента предыдущего: это вообще что было четыре года подряд? Власть существует ради самой себя, ради собственного обогащения. Циничное манипулирование общественным мнением ради того, чтобы построить себе очередной дом. Стыдно таких людей политиками даже называть!
- Кажется ли вам, что война с Украиной может стать поворотной точкой в развитии России, как это было с Вьетнамом или Афганистаном?
- Не знаю. Жизнь покажет. Надо надеяться на лучшее и готовиться к худшему.