Ежегодная траурная акция «Чернобыльский шлях» пройдет в этом году в ином формате, чем в прежние годы.
Организаторы отказались от митинга на площади Бангалор и решили ограничиться шествием от кинотеатра Октябрь по улице Сурганова к церкви в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», рядом с парком Дружбы Народов. Власти создали неприемлемые условия для проведения митинга, и от него пришлось отказаться. Кроме того, в этом году шествие обложили данью, выставив счет за оплату так называемых услуг милиции, которые в соответствии с белорусским законодательством должны быть бесплатными.
Белорусские власти не скрывают своей заинтересованности в том, чтобы народ забыл о Чернобыльской трагедии, назвав память о пострадавших «радиофобией». В в этом заинтересована и путинская Россия – именно поэтому накануне акции в российских СМИ распространяются нелепые статьи, где белорусы путаются с украинцами, а память о трагедии называется спекуляцией.
Однако Чернобыльский шлях говорит сегодня о том, что касается каждого жителя Беларуси, России, Европы или мира, независимо от его политических убеждений или социального положения.
Ядерная угроза Беларуси – старая беда, новые риски
Человеческий организм не вырабатывает иммунитета к воздействию радиационного загрязнения – это говорит современная наука и медицина. Радиационное воздействие на жителей Беларуси вследствие Чернобыля происходит длительно, в малых дозах, и его причиной в основном являются поглощенные биологически значимые радионуклиды: стронций, цезий, йод, плутоний, уран. Белорусы продолжают болеть и умирать не только на загрязненных территориях, а и повсеместно, поскольку за десятилетия хозяйственной деятельности радиоактивные выбросы разнесены повсюду с продуктами питания, грунтовыми водами, пылью, осадками.
Член-корреспондент НАН Беларуси Иван Никитченко, ликвидатор, исследователь последствий Чернобыля, говорил, что продукты питания из загрязненных зон и в советское время, и в независимой Беларуси, смешивались с чистыми для получения условно чистой продукции. Употребление такой продукции на протяжении десятилетий привело к тому, что люди подвергались внутреннему постоянному облучению в малых дозах. Следствие этого – заболевания и смерти, в первую очередь среди детей.
Последствия Чернобыля не исчезнут сами по себе за 20 или 30 лет, так как радионкулиды остаются опасными значительно более долгое время – десять периодов полураспада, а не один, на протяжении которого распадается только половина всего их количества. Для цезия-137 это 300 лет, для стронция-90 – 288 лет, для плутония-239 – около 240000 лет, йод-129, подвижный в окружающей среде, канцерогенный и токсичный является и вовсе вечным – период его полураспада 170 млн лет, дольше него распадаются сильнейший токсин уран-238 – его период полураспада составляет 4,5 млрд. лет. Все эти элементы оказались в окружающей среде благодаря Чернобылю.
Угроза чернобыльских последствий сохраняется для теперешнего и будущих поколений белорусов, живущих как в загрязненных зонах, так и потребляющих «условно чистые» продукты питания в других белорусских городах.
В этой ситуации, строительство АЭС в наиболее чистом месте Беларуси, в санаторно-курортной зоне видится и вовсе преступным. Особенно учитывая тот факт, что АЭС строится по неопробованному, фактически экспериментальному российскому проекту, а начали строить реакторные здания и вовсе без проекта, с нарушениями законодательства, конвенций ЕЭК ООН Орхусской и Эспоо, технических норм и стандартов.
Сегодня чиновники с непонятной гордостью называют строительство белорусской АЭС самым дешевым в мире, тем самым заявляя о своем намерении продолжать преступное строительство в условиях кризиса и экономии.
К скрытым угрозам от мирного атома добавилась откровенная угроза применения ядерного оружия Россией, озвучиваемая официальными представителями путинской власти с начала этого года прямым текстом. Беларусь, как военный союзник России, по умолчанию принимает на себя этот риск войны.
О Чернобыле экологическом, социальном и политическом
Чернобыльскую трагедию нельзя рассматривать изолированно от политических, экономических и социальных проблем современной Беларуси. Последствия Чернобыля значительно усугубляются государственными решениями, направленными на преступное хозяйственное освоение загрязненных земель, в то время как земли чистые, как например, в Витебской области, остаются неиспользованными.
Социально-политическая ситуация в Беларуси, которую любят называть стабильной, особенно на фоне войны в восточной Украине, привела к тому, что ее граждане стали еще пассивнее. Национальный слоган «лишь бы не было войны» приобрел в Беларуси особую актуальность.
Но войны нет там, где сильное гражданское общество, крепкие и ответственные хозяева. Война, вместе с ядерным геноцидом, приходит туда, где население маргинализировано и не имеет никакой позиции – как на Донбасс. Молчание никак не гарантирует безопасности и приводит к тому, что белорусы, находящиеся на грани выживания, принимают на себя те риски, с которыми они не смогут справиться.
26 апреля - это день о котором, надо помнить если ты белорус и если ты хочешь жить. И это время задуматься, зачем Беларуси нужна АЭС, российские военные базы и новая война. И не просто задуматься, а сказать об этом.
Татьяна Новикова, специально для charter97.org