Временное затишье на Востоке Украины, не исключающее атак сепаратистов, оставляет открытым главный вопрос сегодняшней повестки дня: что будет дальше?
Пойдет ли Путин в наступление, или же задействует иные тактики в своей войне против Украины?
Дабы попытаться ответить на поставленные вопросы, нужно понимать, что сегодня и Россия, и Украина уже не те, что были еще год назад. Если в марте 2014 года Путину казалось, что он способен раздавить «братский народ» одним победоносным натиском, то в апреле 2015 года, такая задумка видится не столь очевидной. Научившись воевать и защищать свою страну, украинский народ продемонстрировал главный мотивационный стимул – патриотизм, чего нет у его врага. Поэтому, с большой вероятностью, не покидая замыслов нанести сокрушительный удар по Украине, Владимир Путин будет выстраивать иной, нежели открытая война, алгоритм агрессии, пишет политический обозреватель Сергей Постоловский на сайте «Новое время».
В начале XVI века итальянский политический деятель, философ и писатель Никколо Макиавелли сказал следующее: «Если не хотеть мира, надо прибегать к обманам, как обманывают военачальника тех, кому они служат, притом с единственной целью – продлить войну». Думаю, что Владимир Путин будет стараться следовать данному постулату, чтобы любыми средствами продлить войну.
Донбасс стал серьезной проблемой для путинского режима. Проект «Новороссия» оказался несостоятельным, но потянул немало ресурсов. Квазиреспублики «ДНР» и «ЛНР» все больше похожи на тот старый, потертый чемоданом, который и нести тяжело, и бросить жаль.
Экономические проблемы внутри России и участившиеся столкновения между разными группами в окружении Путинане могут не сказываться на качестве тех решений, которые принимает российский президент. Желание содержать «ДНР» и «ЛНР» за счет Украины остается желанием, а международная изоляция РФ не предвещает потепления в отношениях между Западом и Россией. К тому же обостряется ситуация в Чечне, где Рамзан Кадыров дал добро на применение оружия по отношению к силовикам федерального уровня и полицейским из других субъектов Российский Федерации, если они будут действовать на территории Чечни, без согласования с властью республики. Одним словом, как ни крути, а полномасштабная атака на Донбассе была бы России сейчас очень невыгодна.
Понимая, что действия Путина в Украине – это подлая вариация постулата «цель оправдывает средства», можем говорить, что Владимир Владимирович пойдет на ряд шагов, которые, при успехе их реализации, могут способствовать тактическим победам Путина в Украине.
Первое – постоянное раскачивание внутренней ситуации в Украине. Диверсии, террористические акты, провокации, информационно-психологическая обработка населения, активная работа «пятой колонны» из украинского политического истеблишмента и бизнес-кругов, политический террор – все это сохранится и даже усилится. Путин элементарно боится сильной украинской власти, как и сильного украинского государства, поэтому будет делать все возможное, чтобы не допустить его возникновения.
К тому же, президент РФ никогда не смирится с той мыслью, что сегодня именно Вашингтон, а не Москва имеет право первой скрипки на Печерских холмах. Но в этом виноват исключительно сам Путин: не просчитав до конца украинцев, он навеки обрел врага, который будет теперь всегда смотреть на Запад, а не на Восток.
Следующим шагом, на который может пойти Путин, будет закрепление на оккупированных украинских территориях. В отсутствии денег на регионы России, экономическое бремя «ДНР» и «ЛНР» выглядит рискованно, и РФ не пойдет на такой шаг, как содержание этих сепаратистских образований. Именно поэтому возможна реализация тактики по выведению «ДНР» и «ЛНР» на уровень самоокупаемости.
Для этого могут заменить непослушных лидеров боевиков на более адекватных людей, зачистить разного рода банды, которые очень вольно чувствуют себя на территориях без закона и создать несколько промышленных анклавов, которые смогут давать деньги. При этом большое количество военной техники, которую успели нагнать на Донбасс из России, может служить как фактором устрашения, так и реальной силой, способной атаковать.
В контексте большой атаки, не стоит забывать, что Путину нужен сухопутный коридор в Крым, как, впрочем, и другие области Украины. Но если со вторым заданием справиться будет нелегко, то с первым вполне возможно. Пойдет ли на такое Владимир Путин в преддверии, или уже после позорного 9 мая, усиливающихся санкций и наличии американских военных в Украине? Все может быть, если личные амбиции и обида ленинградского серого мальчика пересилит циничный и холодный расчет, который сквозь века кричит ему голосом итальянца Макиавелли: «Жди!».