В январе-марте 2015 года валютные поступления составили 7,74 млрд. долларов и снизились на 2,5 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По информации БелаПАН, в этом году валютная выручка находится на минимальном с 2011 года уровне.
Отдельно в марте денежные поступления по экспорту товаров и услуг, доходам и трансфертам сложились на уровне 2,9 млрд. долларов, что ниже уровня аналогичного месяца прошлого года на 22,5%. В феврале и январе, напомним, валютные поступления составляли 2,3 млрд. и 2,55 млрд. долларов (против 3,3 млрд. долларов и 3,2 млрд. долларов в феврале и январе 2014 года соответственно).
Значительное снижение валютной выручки в первом квартале 2015 года обусловлено главным образом сокращением объема экспорта товаров. За январь—март нынешнего года валютные поступления Беларуси от экспорта товаров составили 6,1 млрд. долларов и снизились на 26,9% по сравнению с первым кварталом 2014 года. С учетом услуг валютные поступления составили 7,56 млрд. долларов.
Сокращение экспортной выручки произошло в первую очередь вследствие снижения белорусских поставок в Россию. За первый квартал 2015 года денежные поступления Беларуси из России составили 2,76 млрд. долларов и сократились по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 34,3%.
Следует отметить, что одновременно с сокращением валютных поступлений Беларуси снизились и платежи за импорт. В первом квартале 2015 года платежи Беларуси в оплату импорта товаров и услуг составили 6,7 млрд. долларов и снизились на 29,3% по сравнению с первым кварталом 2014 года.
В связи с тем, что импорт снизился более значительно по сравнению с экспортом, общее сальдо внешнеэкономических платежей за товары, услуги, доходы и трансферты сформировалось на положительном уровне в первом квартале 2015 года и составило 782,6 млн. долларов США.
Напомним, на минувшей неделе прошло заседание Совета министров, на котором подводились итоги внешней торговли за январь—февраль. Премьер-министр Андрей Кобяков выражал обеспокоенность тем, что, несмотря на достижение положительного сальдо во внешней торговле, белорусский экспорт существенно сократился.
«Несмотря на то что по итогам января—февраля во внешней торговле товарами и услугами достигнуто положительное сальдо (683,5 млн. долларов), не выполняется важнейший прогнозный параметр — экспорт», — подчеркивал глава правительства.
Он констатировал, что белорусским предприятиям стало сложнее работать на российском направлении, поскольку непростая экономическая ситуация заставляет Россию защищать свой рынок, своих производителей.
«Ситуация с внешней торговлей подтверждает необходимость более динамичного смещения центра тяжести в экспортной политике с российского рынка на иные направления», — отмечал Кобяков.