Среди тех, кто испытал на себе непальское землетрясение, оказались и наши соотечественники.
В субботу в Непале произошло землетрясение магнитудой 7,9 балла, а в воскресенье местные сеймические службы зафиксировали еще 48 подземных толчков. Жертвами землетрясения, по последним данным, стали более 2,5 тысяч человек. Среди тех, кто испытал на себе непальское землетрясение, оказались и наши соотечественники. Минчанка Лиля поехала в Непал уже в четвертый раз, чтобы подняться в Гималаи, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
- За несколько дней до землетрясения я была в горах на высоте 3500 метров. Но там со мной впервые приключилась высотная болезнь, поэтому прямо из лагеря меня забрали на вертолете в больницу в Катманду. Если бы я не заболела и меня не сняли бы, упирающуюся, с горы, сейчас я была бы там, где сошли лавины. Лучше и не думать об этом, - эмоционально рассказывает Лиля.
Когда столицу Непала накрыл первый толчок силой 7,5 балла, Лиля вместе с другом из Ливана были на окраине Тамеля - туристического района Катманду.
- Мы стояли на улице, ели круассаны. А потом начало трясти. Сначала я даже не поняла, что происходит, а следующее, что я вижу - это летящий на меня с соседнего здания кусок стены. Друг за шкирку затаскивает меня в дверной проем маленького одноэтажного магазинчика, прижимает, накрывает мне голову рукой и кричит мне в ухо: «Лиля, молись!» Я сама вообще бы не сообразила, что надо делать, так что он спас мне жизнь. Трясло очень долго и очень сильно. Картинка была, как если взять в руки камеру и начать ее трясти. На пол мы не падали, но устоять на ногах было сложно.
Когда первый толчок закончился, Лиля с другом побежали в сторону полицейского участка, рядом с которым есть широкая дорога. Если стать в середину, меньше шансов на то, что тебя зацепят падающие фрагменты зданий.
- Первое, что мы увидели, - кусок стены, который упал на машину, но водитель спасся, - продолжает Лиля. - В местном квартале полностью обвалилось здание - магазинчик и два-три жилых этажа сверху. Местные панически разбирали завал, но мы боялись оставаться там и тупо бежали дальше. Оказалось, что возле дороги есть большой стадион, где стояло много человек. Мы смогли попасть на него через рухнувший кирпичный забор. Люди плачут, дети кричат, кто-то ранен... Тут и мы тоже разревелись. Когда толчки стихали, мы дважды пытались уйти, но оба раза снова начинало трясти, и я бежала как сумасшедшая обратно. Видели много разрушений: обрушенных кирпичных стен, выпавших стекол, перекошенных зданий. Все стояли в середине дорог и на перекрестках, периодически встречались раненые, проезжали «скорые». Но все равно картина была не такой страшной, как показывали в новостях. Все скрипело, шаталось, на фасадах появились трещины, но разрушений было немного.
Ночевать в тот день пришлось в другом, более безопасном отеле. Спали в кроссовках и с собранными рюкзаками, чтобы быстро выскочить наружу, если будут новые толчки.
- За вечер-ночь мы выбегали на улицу три раза, из номера на лестницу - раз пять, - говорит Лиля. - На следующую ночь вообще пришлось пойти в поле. Последние дни землю качало и трясло настолько часто, что в какой-то момент все устали. Голову поднимешь, посмотришь, не падают ли стены - а не, вроде можно не бежать. Достаточно часто качает, как на волнах или в поезде, даже приятно, если не париться. Сейчас все ночуют в основном снаружи - и местные, и туристы. В самом Тамеле все закрыто, в дешевых отелях нет воды и электричества (хотя здесь его не бывает днем и без землетрясения), но на улицах стоят большие машины с питьевой водой. Если выйти в другие районы, то там можно купить местную еду, надо только не бояться ее есть. Одна местная телекоммуникационная компания выставила на улицы кучу удлинителей, где можно заряжать телефоны. А гостиница, где я живу, - единственная в Тамеле, где есть вайфай, поэтому здесь постоянно толпы народу. Есть проблемы и посерьезнее: на дорогах обвалы и камнепады, в маленькие города уехать невозможно. Но в целом все постепенно успокаиваются, начинают жить обычной жизнью, и даже мне уже не хочется уезжать.