Сколько зарабатывают "кадыровцы" на войне, какова их нефинансовая мотивация и какую роль играет Кавказ в путинской России.
Руководитель российского центра социально-экономических исследований RAMCOM, эксперт в области проблем Кавказа Денис Соколов в киевском пресс-центре издания Главком ответил на вопросы журналистов на темы, связанные с ролью чеченцев в войне на востоке Украины, а также о том, насколько Кавказ сегодня может угрожать целостности РФ. Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ приводит ответы опального российского гостя на наиболее интересные вопросы.
- Что значит Чечня и Кавказ в целом для сегодняшней России?
- После Олимпиады в Сочи прекратилась искусственная криминализация ислама и кавказцев в глазах остальных россиян, как это было во времен чеченских войн.
Сегодня в восточной части Северного Кавказа законы Российской Федерации действуют, мягко говоря, опосредованно. Дагестан, Чечня и Ингушетия - это три республики, которые живут по-своему. Чечня - это вообще закрытый анклав, который поглощает огромное количество федеральных денег. Это достаточно странный регион, в котором нет своей экономики, кроме бутафорской. В Чечне главным способом управления территорией является прямое насилие. Причем насилие, не ограниченное правовыми рамками, а только лишь волей лидера республики Рамзана Кадырова при полном согласии на это со стороны Москвы
Дагестан же больше ориентирован на то, что происходит на Ближнем востоке. То есть, война в Сирии и Ираке для дагестанцев гораздо более близка, чем история в Донецке и Луганске. Потому дагестанцев в Донбассе сегодня намного меньше, чем чеченцев. Хотя они тоже есть - в том числе среди убитых.
Кавказ для Путина - очень дорогой, но относительно надежный источник лояльности и поддержки. Не только в электоральной, но и в других сферах. Например, в законодательной. Самые "противные" законопроекты в Госдуме появляются с подачи кавказских представителей. Например, "закон Димы Яковлева", инициатор - кавказец. Большинство законов, за которые было бы стыдно Госдуме, выдвигались депутатами от Северного Кавказа. Это происходит не потому, что они такие злобные люди сами по себе, а потому что им все равно. Кавказские лидеры просто продают свою лояльность за транши из федерального бюджета. Ну а транши, конечно же, осваиваются на самой верхушке.
- Когда началась война в Украине, стало понятно, что кавказцы, при всей своей самобытности, поддерживают Путина и едут убивать в Донбасс. Почему?
- Нынешние лидеры Кавказа всегда были склонны демонстрировать избыточную лояльность федеральному центру. Потому что эта лояльность хорошо оплачивается. Если федеральный центр поддерживает так называемую Новороссию, значит, Новороссию поддерживают и все кавказцы. Так сказал Кадыров.
Хотя на самом деле никакого отношения к тому, что на самом деле думают люди на Кавказе, это не имеет. Так же, как не имеет ничего общего с реальностью тот факт, что за Единую Россию и Путина в кавказских республиках голосуют 150% электората - притом, что на выборы почти никто не ходит.
- То есть чеченцы едут воевать в Донбасс добровольцами, потому что "партия сказала "Надо!"?
- Чеченцы едут в Донбасс не потому, что "партия сказала надо", а потому что им так сказал Кадыров. Кроме того, чтобы партия сказала "надо", она должна им еще хорошо заплатить. Это во многом контрактные отношения. На войне бывают дорогие и дешевые наемники. Дорогим надо щедро платить, а дешевым добровольцам достаточно просто обеспечить их существование. Так вот среди чеченцев-наемников, и в целом среди наемников с российского Кавказа дешевых наемников нет.
- Как вы можете охарактеризовать тех кавказцев, которые отправились воевать не за родную землю, и даже не за веру, а за Путина в Донбассе? Кто эти люди?
- Кавказских наемников в Донбассе можно разделить на три условные группы: дорогие наемники-профессионалы, для которых война - способ жизни и заработка; фанатики (их немного) - это те, кто уверен, что приехал воевать в Украину с США. Такие считают, что США воюют с исламом по всему миру. Есть третья категория - это те, кто подчинился прямому приказу Кадырова. Им некуда деваться, так как в России они находятся вне закона и не сидят в тюрьме только потому, что находятся в личных боевых отрядах Кадырова. В обмен на это чеченский лидер может распоряжаться ими по своему усмотрению. Сегодня им приказали воевать в Донбассе.
Кстати, о второй группе - фанатиках. Должен сказать, что тут мы имеем дело с некой формой кавказской шизофрении. С одной стороны эти же люди утверждают, что они всегда против российского империализма, который их поработил, лишил независимости, свободы и притесняет ислам, но, с другой стороны: "мы вместе с этой Российской империей будем воевать против проклятых американцев".
- Сколько всего кавказцев воюет против Украины в Донбассе?
- Точно сказать трудно, потому что проследить перемещение кавказцев из сети Кадырова в Донбасс по большей части невозможно. Могу сказать, что их в десятки раз меньше, чем в Сирии или других конфликтах Ближнего Востока. В Сирии и Ираке воюют от 2 до 7 тысяч кавказцев. А Донбасс - это не их война, потому не думаю, что речь идет более, чем о тысяче человек.
- Что такое сеть Кадырова?
- У него есть сеть представительств по всей России. Так он осуществляет влияние за пределами Чечни. "Кадыровцы" на войнах - это не только выходцы из Чечни. Чеченцы ведь живут по всей России.
- Сколько зарабатывает рядовой кадыровец в Донбассе?
- По-разному. Но если речь идет о профессиональных наемниках-добровольцах, то есть информация, что кадыровцы получают, в среднем, около $500 в день.
- Какова роль кадыровцев в Донбассе, если сравнивать с другими военизированными подразделениями?
- Значение чеченцев на войне в Донбассе преувеличено. Во-первых, это не их война, во-вторых - она ведется совершенно на другом технологическом уровне - это не война набегов на аулы и перестрелок в городах. Здесь вступают в силу артиллерия и системы залпового огня.
Роль кавказцев, в основном, в том, чтобы служить устрашением местному населению и средствам массовой информации. Срабатывает отголосок технологии искусственной криминализации ислама на территории всего СНГ, эта технология применялась во время чеченских войн.
- Что вам известно о кавказцах, воюющих на стороне Украины?
- О них больше вам должно быть известно. Тем более, что эта информация достаточно открытая. Мне известно, например, о "батальоне Джохара Дудаева". У них понятные мотивы для сражений - батальон сформирован из оппонентов Рамзана Кадырова, которым, по понятным причинам, нет места в Чечне. Потому и формировался батальон, если вы не знали, аж в Дании. В Донбассе они воюют одновременно и с Россией, как во время первой и второй чеченских войн, и с Кадыровым, который лишил их родины. И потому они очень мотивированы. Сильнее, чем мотивированы кавказцы, воюющие против Украины.
- Прогнозируемое создание новых военных конфликтов на Кавказе способно заставить Путина и его силовой блок отвлечь внимание от Украины и поддержки террористов на востоке страны?
- Тут я вас, наверное, разочарую. Пока Россия будет сохранять устойчивость, Кавказ будет сохранять лояльность. Сложно сегодня предположить ситуацию, когда при сильной Москве на сегодняшнем Кавказе начнутся какие-то революционные события. Центробежные тенденции если и начнутся, то точно не тут. Кадыров у себя в Чечне - абсолютный монарх и, по большому счету, может не обращать внимания на федеральные законы, но начинать войну с Кремлем он не станет. Единственное, что может быть и что есть - "подковерная борьба бульдогов" - с ФСБ, Следственным комитетом и прочими группами в окружении Путина за роль доминирующей группы.
- Кто такой Кадыров в сегодняшней политике РФ и правда ли, что у него есть президентские амбиции?
- У Кадырова огромный сетевой силовой ресурс. Сетевой - потому что расположен по всей стране. У него есть серьезное поддерживающее лобби в Москве, потому он реальный политик федерального масштаба. Мне хочется верить, что пост президента России все же не для Кадырова. Не секрет, что Кадырова далеко не все могут терпеть в среде российской элиты, но терпят и молчат, потому что за ним стоит Путин. Открыто критиковать или играть против Кадырова сегодня означало бы пойти против линии Кремля, а на это никто пока не отважился.
- Настолько ли непоколебимы позиции Кадырова в Чечне? Не может ли начаться движение за независимость Чечни в обход его?
- Пока силен Кремль и, соответственно, силен Кадыров - это невозможно. Как только все начнет валиться сверху, такое движение появятся. И мы удивимся, насколько его лидеры близки сегодня к Кадырову.
Пока над Кадыровым сильная рука Москвы - никто не будет дергаться. Кстати, еще и поэтому Кадыров не будет затевать свою игру против Кремля. Он ведь не глупый человек, может быть довольно дикий, но не глупый. Хотя бы потому, что выжил и убивал своих врагов быстрее, чем они могли об этом задуматься. Он понимает, что если уйдет из-под Москвы, то у него большие риски долго не прожить.
- Как долго Россия способна поддерживать "проект Новороссия"?
- Новороссию как проект сейчас уже очень сложно закрыть. Мне кажется, что Новороссия не кончится, пока существует Российская Федерация в сегодняшнем виде.