Доктор медицины Иван Данилов - бывший партизан и фронтовик - никогда не участвовал в парадах на День Победы. Хотя написал о войне восемь книг.
На днях Иван Данилов посетил новопостроенный Музей истории Великой Отечественной и дал интервью «Радыё Свабода».
- Иван Петрович, когда я побывал в том музее, то у меня было такое ощущение, будто там показана только половина войны. А вы что скажете?
- Музей действительно показывает только половину войны. Я помню старый музей, который размещался на Октябрьской площади, то там было больше истинных экспонатов. В новом музее я поговорил с кандидатом исторических наук Валерием Протченко, который там работает, и спросил: почему у вас не указано, как Сталин перед войной распустил компартии Западной Беларуси и Западной Украины, как он заранее готовился к подписанию соглашения с Гитлером? Тогда же многие антифашисты были расстреляны в подвалах НКВД. О Хатыни в музее сказано. А о Катыни? Пусть бы поместили в экспозицию решение Политбюро ЦК ВКП (б) о расстреле 25 тысяч пленных польских офицеров. На выходе из музея я встретился с польскими туристами и спросил об их впечатлениях. Они ответили: «To muzeum klamstwa» (это музей обмана). Ну, я так не скажу, там есть и много хороших экспонатов. Лучше будет сказать, что это музей полуправды.
- А где искать правду о войне?
- Правда о войне — в произведениях Василя Быкова. Как он написал — так и было, а не так, как подавала и подает советская и постсоветская пропаганда. Мои впечатления о войне только негативные. На ней было пролито столько крови! Я считаю, что наши командиры не берегли солдат, высоты брались солдатской кровью. Когда американский генерал Эйзенхауэр спросил маршала Жукова: «Как вы проходите минные поля?», Жуков ответил: «Мы сначала пускаем пехоту, а потом уже — танки». Вот такие отношения в советской армии были к простым солдатам. Быков и об этом тоже написал. В общем, лучше его о войне не сказал никто. А о партизанах правдиво написал Алесь Адамович. Я читал его повести, смотрел фильм «Иди и смотри», он также правдиво снят.
- А в каких местах вы партизанили?
- Около Днепро-Бугского канала. Наша зона была между рекой Припять и каналом. Мы также контролировали железную дорогу Гомель - Брест. Я был разведчиком, хорошо знал подходы к железной дороге и ходил вместе с подрывными группами.
- На Полесье действовали разные партизаны, не только советские. Вам приходилось с ними встречаться?
- В нашей бригаде был отряд имени Тадеуша Костюшко, он имел более польскую ориентацию. Если в 1943 году, после Курской битвы, настал перелом в войне и Красная армия взяла реванш, перешла в наступление, то нам передали приказ считать разделы Армии краевой враждебными. И отряд имени Костюшко сразу покинул нашу бригаду и переместился куда-то на Городенщину. И еще была одна проблема: в нашей местности происходили столкновения между Армией краевой и Украинской повстанческой армией. Были и бои, много славянской крови пролилось. Помню, у нас два ксендза и многие поляки спасались от УПА. Надо сказать, что Армия краева в Беларуси погубила много невинных людей — учителей, сотрудников гражданской администрации. Попробовала делать зачистки и в Украине, но там встретила решительный отпор. Украинцы — это не белорусы умеренные. А я был в советских партизанах — в бригаде имени Молотова.
- В этом году мне довелось побывать в трех деревнях, сожженных советскими партизанами, — в Нацкове на Мостовщине, в Борках и в Буле Ивацевичского района. А в вашем регионе партизаны не воевали со своим народом?
- В одной из книжек я написал об одной из таких деревень — Конюхи, на белорусско-литовском пограничье. Партизаны, обвинив сельчан в том, что они помогали Армии краевой, деревню сожгли и 36 человек расстреляли. В нашей бригаде был спецотряд, который занимался подобными делами. Скажем, в деревне Язвины была убита семья Саливончик, в том числе двое детей, только за то, что глава семьи работал при немцах агрономом. Это делалось с ведома командования. Партизаны из того отряда расстреляли также одного украинца, который скрывался от мобилизации в УПА, заподозрив в нем шпиона.
- Существует такое мнение, что партизаны провоцировали немцев на карательные операции в деревнях. А вы как считаете?
- Такие провокации имели место. Цель их была - чтобы как можно больше людей пришло в партизаны. А к 1942 году активная партизанка не велась. Расскажу вам одну историю. В Ивановском районе во время свадьбы был убит через окно немецкий офицер, который на ней присутствовал. Немцы осадили деревню. Люди им говорили: «Это провокация, мы знаем, кто это сделал, мы сами его найдем». А немцы в ответ: «Ждите приказа из Пинска». И оттуда пришел приказ - всю свадьбу расстрелять... Немцы почему-то легко велись на подобные провокации. Недаром Сталин когда-то говорил: «Это хорошо, что немцы такие глупые». Немцы, например, вскоре после начала войны арестовали Степана Бандеру и держали его в концлагере до 1944 года.
- Согласно с историком Юрием Туронком, только в одной Слонимской округе партизанами было сожжено 40 белорусских школ. А школы зачем жгли?
- Был такой приказ всем партизанам — сжигать все школы, чтобы немцы не использовали их под казармы. Приказ, по моему мнению, глупый. Я считаю, что его отдал Пономаренко. Мы также сжигали все школы. А если учителя не соглашались идти в лес, партизаны могли их расстрелять.
- Но об этом не пишет газета «Беларусь сегодня», об этом не рассказывает БТ. Там уже месяца два — сплошные фанфары. Зачем война, как и в советское время, мифолизируется?
- Потому что для пропаганды нужны мифы, а не правда. Смотрите, сколько лжи вылито на ту же УПА — бандеровцы-фашисты и пр. А возьмите, по-видимому, и вам хорошо известную со школы Зою Космодемьянскую. Она была психически больной, об этом мне под большим секретом еще в 60-е годы сообщила профессор психиатрии Скугаревская. Больную Космодемьянскую, которая еще до войны находилась на учете в психлечебнице, лютой зимой послали поджечь дома в подмосковной деревне Петрищево, где прятались от холода не только немцы, но и мирные жители. Которые в конце концов и задержали поджигательницу. Не немцы задержали, а сельчане — как сумасшедшую-поджигательницу. Вот такая героиня, но как ее прославляла советская пропаганда!
- На улицах Беларуси нередко можно встретить георгиевские ленты, несмотря на то, что власть их в праздничном отделке не использует. О чем это свидетельствует?
- Это свидетельствует, насколько сильно воздействует на наших людей навязчива российская пропаганда. Просто поражаешься, как Кремль хочет поднять свой престиж ленточками, причинив столько беды своей агрессией в Украине! Помню, от одной старой верующей мне довелось услышать фразу: «Коммунисты испоганили церковь». Так вот, по моему мнению, Кремль осквернил и георгиевские ленты, которые сейчас воспринимаются как манифестация российской агрессии.
- 70-летие Победы объединенная Европа отмечает отдельно от России. Не все руководители стран проигнорировали приглашение Путина приехать на парад в Москву. Вы в этом глобальном противостоянии на чьей стороне?
- Я на стороне правды. А правда такова. В свое время я был в США и спросил тамошних ветеранов, почему они не отмечают ни 8, ни 9 мая — как дни победы над гитлеровской Германией, почему не отмечают победу над Японией? И мне такие же ветераны, как и я, ответили, что не хотят быть похожими на дикарей, которые, потеряв половину своих воинов, прыгают у победного костра. Война — беда не только для тех, кого победили, но и для тех, кто победил. Наши помпезными праздновании нужны также исключительно для пропаганды. Вот сейчас этих «Ночных волков» не пустили в Польшу. И Москва вопит. А для поляков 50 послевоенных лет — то же, что когда-то были 150 лет в составе Российской империи, то есть — период рабства и оккупации.
- Вы имеете боевые награды — орден Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги» и «Партизану Великой Отечественной войны». Почему вы не участвуете в официальных торжествах?
- А меня туда никто не приглашал. Ни разу я в тех советах не участвовал. Организаторы юбилейных торжеств, пожалуй, и не знают о моем существовании, я же обычный ветеран, Не генерал или полковник. Правда, недавно я получил от государства 8 миллионов рублей - в честь Дня Победы. Будет за что выдать следующую книгу.
Иван Данилов родился в 1924 году в Дрогичинском районе на Брестчине. Ветеран Второй мировой войны, был партизанским связным, воевал на фронте. Имеет боевые награды. По образованию он врач-гематолог, доктор медицины, профессор. Автор книг «Записки западного белоруса» (2006), «Неудобная история» (2009), «Западная Беларусь. Пережитые режимы» (2014) и др.