Учителя, медсестры и милиционеры — их в Беларуси примерно одинаковое количество.
В Беларуси 101 тыс. школьных учителей, 128 тыс. медсестер и примерно 80—100 тыс. милиционеров. У них один и тот же наниматель — государство. Однако бюджет для них приоткрывается по-разному. Onliner.by разузнал особенности этой разницы.
Медсестра в Минске в одну смену зарабатывает 3,5 млн
Вакансия медсестры входит в топ-5 общереспубликанского банка вакансий. При этом зарплату предлагают от 3,5 млн в Минске и от 2,3 млн в регионах. Больше можно, вот только работать нужно в две смены.
— Мы никогда не работаем только на ставку, всегда на полторы или две. Иначе просто жить было бы не за что, — рассказывает Ольга, медсестра в детской больнице Минска.
Ольга показывает расчетный лист за февраль. Говорит, что он самый «тяжелый» — 5,33 млн «грязными». Такую зарплату она получает буквально раз или два в год.
Оклад медсестры в 1,9 млн включает плату за вредность, стаж и опасные условия труда. Помимо него, начисляют надбавки за категорию и контракт. Суммы не очень большие, в пределах 300—400 тыс. К примеру, после пяти лет работы Ольге стали доплачивать 171 тыс. рублей за стаж.
Но эти цифры практически постоянны. Варьируется оплата ночных дежурств и дополнительных часов. В феврале вместо положенных 140 часов Ольга отработала 224. Это полторы ставки. На минуточку, это 30 восьмичасовых рабочих дней офисного работника вместо 22. Итог — зарплата на 700 тыс. больше.
— Есть премия и надбавка. В этом месяце мне заплатили больше миллиона, — рассказывает девушка. — Но обычно она меньше и зависит от начальства.
За вычетом налогов в феврале Ольга за полторы ставки получила на руки 4,6 млн.
— При этом нагрузка у нас в полтора раза выше нормы. В отделении на 30 детей должно быть три медсестры. У нас две. И никогда не бывает меньше 30 детей, а иногда даже по 50 привозят. Всю ночь проносишься на ногах, так устанешь, что к утру еле тянешься домой, — отмечает нагрузку Ольга. Из бонусов девушка называет, пожалуй, только отпуск в 32 дня.
— Халаты, которые нам выделяют, носить невозможно, поэтому покупаем свои, как и все канцелярские товары и блокноты. Так что бонусов практически нет, — объясняет она.
Учитель высшей категории? Максимум 5 млн
Учителя — вторая самая массовая категория бюджетников. Министерство образования еще два года назад заявляло, что на зарплату учителей уходит каждый шестой рубль из бюджета.
— Большие заработки в школе — это нонсенс, — смеется Валентин, преподаватель белорусского языка в одной из школ Минской области. — За март на карточку мне пришло 2,9 млн.
Преподаватель молодой, категории у него нет, до нее еще три года работы. А значит, пока не видать ему надбавки в 30% от своего оклада, а это примерно 500—600 тыс. За первую категорию Валентину доплатили бы уже миллион, а за высшую — почти два.
— Нагрузка у меня небольшая — 20 часов в неделю, — объясняет парень. — Нам доплачивают за часы кабинета и кружки — 100—150 тыс. Еще платят ежемесячную премию — 200 тыс. Ну, а если твои ученики достигли результатов на олимпиадах или конкурсах, то премия может дойти и до 300 тыс. Классное руководство — тоже где-то в этих пределах.
Нет у Валентина и доплаты за стаж. Каждые 10 лет в школе дают прибавку к окладу в 15%. Есть небольшие деньги на методическую литературу. Но они уходят на обязательную подписку на газеты.
— Потолок зарплаты в нашей школе — это, наверное, миллионов пять. Столько получает наша преподавательница иностранного языка. У нее высшая категория и 32 урока в неделю, а это почти две ставки, — объясняет Валентин.
Из бонусов в школе он называет большой отпуск — 56 календарных дней. Во время отпуска можно пойти и подзаработать. Кто-то отправляется в колхозы, кто-то ездит и собирает ягоды. Второй бонус — дешевое питание в школьной столовой. Часто оно обходится педагогам в 10—20 тыс. рублей за обед.
— На этом бонусы заканчиваются. Остальное — растраты. Дипломы, бумагу для принтера, методические пособия, ежедневники, канцелярские кнопки, ручки, скрепки и все остальное покупаем за свой счет, — говорит Валентин. — Естественно, никто не платит и за заполнение всяких отчетов по обследованию семей учеников, различных статистических данных, успеваемости, написанию планов и так далее.
Зарплата патрульного стартует от 5 млн
Для зарплаты в 5 млн в милиции нужно только среднее образование, хорошее здоровье и чистая биография. Такую зарплату предлагает Департамент охраны Ленинского района Минска. Это без надбавок за переработки, стаж и опасные условия труда. График посменный, 12 часов.
— Дослужившись до капитана милиции, простой участковый может рассчитывать на зарплату в 7 млн, — признался на апрельской пресс-конференции министр внутренних дел Игорь Шуневич. Правда, такая зарплата получается после 10 лет службы. При этом новичков заманивают социальными гарантиями, в которые входят не только обмундирование и паек.
«Оплата переработок, премирование за выявление и раскрытие преступлений и квартальные премии», — расписывает вакансию милиционера Департамент охраны Фрунзенского РОВД Минска. Также им предоставляют общежитие, а если нет возможности, оплачивают 1,5 млн на сотрудника и по 440 тыс. на каждого члена его семьи для съема жилья.
Более того, они и их родственники бесплатно лечатся в медучреждениях МВД, а также имеют льготы на санатории и детские оздоровительные лагеря. Детям милиционеров гарантируются места в детских садах.
У милиционеров есть бонусы к отпуску. Он сравнительно большой — от 30 до 45 дней. Кроме отпускных, из бюджета им доплачиваются деньги на оздоровление — это два оклада. К примеру, в Брестской области сумма составляет около 5 млн. Проезд к месту отпуска им также оплачивают.
И, что примечательно, за месяц отпуска денежное довольствие милиционеров сохраняется. После отпуска сотрудник милиции получит еще и зарплату.
Но самый главный бонус — это жилье. После пяти лет службы сотрудники милиции могут построить жилье по льготному кредиту. Его дают под 5 процентов годовых на 20—40 лет.
Пенсия в милиции льготная — уходят в 45 лет. По сумме это половина оклада последней должности — от 2,9 до 4 млн. При выходе на пенсию выплачивают шесть окладов денежного содержания — это примерно 12—15 млн. Если же сотрудник продолжает служить, то за каждый год службы к пенсии потом будут прибавлять еще 3%.
— Ну, про условия работы вам рассказывать не нужно, — говорят милиционеры. — Это постоянный стресс, в любую минуту могут вызвать на работу. Тебе постоянно нужно отчитываться, где ты, что ты. Ну, и убить могут, да.