Председатель Конституционного суда Беларуси Петр Миклашевич рассчитывает, что в будущем в Беларуси санкции на арест подозреваемого будут давать суды.
«Конституционный суд рассчитывает, что в Беларуси в будущем будет принято законодательство, в соответствии с которым санкции на арест будут выдаваться судом», - сообщил на пресс- конференции Миклашевич. При этом он отметил, что Конституционный суд проверял законы о том, что правоохранительные органы в отдельных случаях имеют право на прослушивание без санкции прокуратуры, и не усмотрел здесь прямого противоречия нормам Конституции, передает «Интерфакс».
Данное законодательство, по словам председателя КС, было принято в целях усиления безопасности и борьбы с преступностью. При этом он сообщил, что в соответствии с существующим законодательством, санкцию на арест могут давать руководители МВД, КГБ, ДФР КГК. При этом П.Миклашевич отметил, что в перспективе в Беларуси должно быть принято законодательство, в соответствии с которым санкционировать процессуальное действие, в том числе - аресты подозреваемых, должны суды.
Как уже сообщал сайт charter97.org, с инициативой наделить министра МВД, председателя КГБ и главу Департамента финансовых расследований (ДФР) правом «осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, применять меры пресечения и совершать отдельные процессуальные действия по мотивированному постановлению» в августе 2009 года выступил Александр Лукашенко. Белорусский правитель высказал уверенность, что «руководители столь высокого ранга» не менее компетентны, чем прокурор, дающий санкцию.
По мнению белорусских правозащитников, эта инициатива белорусского диктатора отсылает к сталинским «тройкам», когда санкции на арест в досудебном порядке выдавал глава местного НКВД, секретарь обкома и прокурор. Все это делалось для разгрома «антисоветских элементов».
Как отмечают правозащитники, наделение глав МВД, КГБ и ДФР дополнительными полномочиями может привести Беларусь к ситуации 1937 года и к еще большему усилению бесконтрольности исполнительной власти во главе с Лукашенко. В критический момент власти смогут устраивать политические «чистки» и заниматься борьбой с инакомыслием.