Россия окончательно убедилась, что Порошенко не пойдет на уступки, и меняет тактику.
Об этом пишет на портале "Новое время" политолог, директор Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
- Я считаю рокировку российских представителей в контактной группе по Донбассу знаковым событием, - пишет он. - Судя по всему, РФ не только меняет своего представителя в этой группе – она в целом меняет тактику в данном конфликте.
Дело в том, что российский посол в Украине Михаил Зурабов, который ранее представлял Россию в контактной группе, имел некие персональные отношения с президентом Петром Порошенко. Они общались, когда Порошенко был еще народным депутатом.
Насколько я знаю, планировалось сменить Зурабова на Владимира Лукина. Но когда Порошенко победил на президентских выборах, Зурабова решили оставить. Его использовали не только, как формального представителя России в трехсторонней группе по Донбассу, но и как канал персонального прямого общения с Порошенко. Да, Путин и Порошенко могли пообщаться по телефону, но параллельно также использовался и канал Зурабова.
Таким образом, он был не просто участником контактной группы, но и контактером с президентом Украины. События последних дней – вывод Зурабова из контактной группы и арест имущества фабрики «Roshen» в Липецке – свидетельствуют о том, что Россия окончательно убедилась в том, что не может повлиять на Порошенко.
Полагаю, были некие надежды, что с Порошенко получится договориться отдельно, что с ним можно идти на неформальные компромиссы, убедить принять российский сценарий мирного урегулирования на востоке.
Сейчас, мне кажется, Россия окончательно убедилась, что Порошенко не пойдет на уступки в Донбассе. Убедившись в этом, в Москве поняли, что использовать больше Зурабова нет смысла, этот инструмент исчерпал свою функцию.
Таким образом, Зурабова сменили на жесткого переговорщика с опытом конфликтной дипломатии - Азамата Кульмухаметова. Как известно, он был послом России в Сирии. Это говорит о том, что деятельность нового переговорщика будет нацелена не на решение конфликта, а на его усугубление. В частности, в Сирии цель российской дипломатии заключалась в том, чтобы оставить у руля Башара Асада, усугубить кризис и реализовать российские интересы в данном регионе.