Закон о СМИ нуждается в серьезном обсуждении и доработке.
Почему власти не хотят дискуссий и что ждет независимых журналистов в преддверии президентских выборов?
В Беларуси сформировано «достаточно совершенное, профессиональное законодательство о печати, средствах массовой информации», пишет «Завтра твоей страны».
Такое заявление прозвучало из уст министра информации Лилии Ананич во время открытия XIX Международной специализированной выставки «СМІ ў Беларусі».
Глава Мининформации надеется, что власти «надолго подвели черту» под дискуссиями о законодательстве в области СМИ.
На самом ли деле белорусское законодательство о средствах массовой информации не нуждается в доработке?
— Смысл слов Лилии Ананич заключается не в том, что отпал предмет дискуссий. Власти не собираются ничего обсуждать, они будут делать то, что хотят, — отмечает председатель Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Андрей Бастунец. — Это высказывание сродни контрольному выстрелу в голову – на всякий случай, чтобы добить наверняка.
По его словам, после внесения в закон о СМИ изменений прежние проблемы усугубились.
— Закон противоречив, не соответствует международным стандартам. Его стали еще больше критиковать как внутри страны, так и зарубежные эксперты, поэтому он нуждается в серьезном обсуждении и доработке, — подчеркивает руководитель БАЖ.
Андрей Бастунец напоминает, что БАЖ в свое время обращался в Мининформации и Администрацию Лукашенко по поводу изменения законодательства о СМИ. Чиновники заверили журналистов, что будет широкое обсуждение планируемых изменений.
— В первой половине года прозвучали эти обещания, а в конце года Министерство информации о них забыло. Более того оно не выполнило поручение помощника Лукашенко Всеволода Янчевского: устроить широкое обсуждение изменений в закон о СМИ. Получается, что никто не собирался выслушивать чьи-либо предложения, — отмечает председатель БАЖ.
— В августе 2008 года, после принятия нового закона о СМИ Лилия Ананич заявила, что в Беларуси «принят закон о СМИ, который соответствует международным стандартам и ни в коем случае не ухудшит положение журналистов, не ущемляет свободу слова». На ваш взгляд, почему власти внесли изменения в закон о СМИ?
— Еще в октябре прошлого года профильная комиссия «палаты представителей» на запрос БАЖ ответила, что законодательство в сфере свободы выражения мнений корректировок не требует. К такому мнению «депутаты» пришли после консультаций с Министерством информации. Однако уже в середине декабря не только эта комиссия, а вся нижняя палата голосует за очень серьезные изменения в закон о СМИ.
Я думаю, эти должностные лица говорят и делают то, чего от них требует политический момент.
— Иными словами закон изменили в связи с приближением президентских «выборов»?
— Избирательная кампания традиционно оказывает серьезное воздействие на ситуацию в стране. Но нельзя сбрасывать со счетов и экономическую неустойчивость, и войну в Украине, которая показала, что для Беларуси восточный вектор не так безобиден, как это могло казаться раньше. Все эти сомнения, проблемы и вызовы, стоящие перед властными структурами, подтолкнули к привычным методам закручивания гаек: независимую прессу вновь решили зажать и не пущать.