В Евросоюзе напомнили России, что она не может диктовать свои правила на международной арене.
«Несмотря на неустанную риторику Владимира Путина о российском национализме и экономической независимости страны, Россия оказалась неспособна полноценно реагировать на действия Еврокомиссии против Газпрома», - пишет доктор юридических наук, заместитель директора Института Кеннана при Международном научном центре имени Вудро Вильсона Уильям Померанц в своей колонке для Reuters.
Решение Еврокомиссии выдвинуть антимонопольные обвинения против российского энергетического гиганта, отмечает автор, вызвало незамедлительный протест РФ в лице министра иностранных дел Сергея Лаврова. Он заявил, что Европейский союз меняет коней на переправе. Европейцы, однако, пытались послать России совсем другой сигнал - Газпром не имеет права попирать законы ЕС.
Комиссия вменяет Газпрому злоупотребление доминирующим положением на рынке и завышение цен на газ в нескольких странах ЕС, пишет колумнист. Поскольку Газпром является государственной фирмой с геостратегическими функциями, то обычной компанией его не назовешь. Кроме того, потенциальные взыскания ЕС могут составить до 10% мировых доходов компании, и поэтому европейское антимонопольное обвинение не может остаться безответным.
Вместе с тем, Путину придется отвечать на этот вызов в тот момент, когда энергетические и экономические возможности Газпрома весьма ограничены. Ему также придется проглотить напоминание Евросоюза о том, что даже после украинского кризиса Россия не может диктовать свои правила на международной арене.
Еврокомиссия хочет продемонстрировать Путину, что не собирается идти на какие-либо специальные уступки Газпрому, продолжает Померанц. Обвинение против российского монополиста подтвердило то, что становится все более очевидным со времен начала украинского кризиса - Россия гораздо сильнее интегрирована в мировую экономику, чем казалось изначально. Эти отношения могут быть распутаны только ценой значительных финансовых потерь.
Так, в ходе украинского кризиса Путин доказал, что готов открыто нарушать международные нормы независимо от того, какие экономические последствия за это понесет Россия. И главный рычаг влияния Путина - это его контроль над уровнем насилия в Украине, пишет колумнист. Мир внимательно следит за тем, когда боевыми действиями только угрожают, и когда они уже ведутся.
Путин не может по-настоящему торжествовать победу, пока не перепишет существующие правила игры – будь то в сфере безопасности, энергетики, торговли или финансов. В противном случае ему придется постоянно реагировать на доминирующие законы, к созданию которых Россия не имеет никакого отношения, заключает Померанц.
Европейская комиссия, таким образом, напомнила Путину, что до подобной победы ему еще очень далеко.
Перевод: «Новое время»