Четыре года назад Веснинка пережила второе свое рождение – там провели газ и воду, а жителям разрешили заниматься ремонтами.
Правда, из местных к тому времени в Веснинке остались единицы. Большинство продали свои участки по хорошей цене и переехали в городские квартиры. Теперь на месте сельских огородов словно на дрожжах растут современные коттеджи. А бывшую деревню теперь называют не иначе как очередным "Царским селом", пишет tut.by.
Пока Веснинка напоминает большую стройку, но местные жители уверены, что после завершения строительства поселок будет выглядеть не хуже улицы Пионерской, где тоже живут чиновники
В проекте "Минск с изнанки" мы рассказываем о легендарных или, наоборот, не очень известных, но заслуживающих внимания домах, кварталах и застройках столицы.
"Хачу памерцi у сваей хаце"
Из прошлого в деревне осталось с пару десятков домов, разбитые дороги да лодочная станция на берегу водохранилища Дрозды. А дальше – сплошные новоселы и стройки. Строятся здесь известные персоны, список которых наделал немало шума в прессе. Для них государство на бывших огородах сельчан выделило 40 бесплатных участков. Местные и сами неплохо знают новых соседей, о которых, когда говорят, переходят на шепот.
У местной жительницы Татьяны, которая не входит ни в какие списки, участок тоже выходит прямо к водохранилищу. Точнее, выходил.
– В этот дом я вышла замуж, – рассказывает Татьяна. – Здесь раньше жили родители мужа, а потом, когда их не стало, наследство разделили на четверых – из-за этого в доме два входа. В пожизненном владении на весь дом было 38 соток земли. Сейчас на четверых осталось лишь 12. Остальную землю, ту, что ведет к воде, мы уже арендуем, но и там, как видите, что-то собираются строить.
Татьяне может позавидовать любая дачница: возле дома ухоженный сад, газон, яркие цветники и небольшие грядки. Дорога от дома идет прямо к водохранилищу, на берегу которого уже распустили ярко-зеленую листву ивы. Там же, рядом с берегом, была колонка с водой. К ней все местные ходили брать воду.
Раньше участок Татьяны выходил к воде
– Мы совсем недавно провели в дом воду, а то все к колонке ходили, – говорит Татьяна. – А до этого 30 лет не давали реконструировать дом. Даже отопление у нас еще печное. На зиму, у нас две печки, нужно 2 тонны брикета и 2 куба дров. А вот полтора года назад пришла бумага, что дом сносить не будут и мы можем делать здесь ремонт. Но у нас ни сил нет, ни средств. Когда были силы, то мы и без горячей воды обходились. Помню, как стирали пеленки у колонки в ледяной воде…
Деревенских домов в Веснинке осталось единицы
Тем не менее продавать дом Татьяна с мужем не спешат, но в то же время и не исключают такой возможности. Говорят, что сложно будет продать дом, где есть несколько хозяев – нужно с каждым найти общий язык, договориться. В общем, пока об этом никто серьезно не задумывался. Между тем, в Веснинке, например, продают 1\2 дома за 500 тысяч долларов. Правда, местные говорят, что дороже 400 еще вроде никто не продал.
Особняки постепенно вытесняют обычные дома
Не хочет продавать свой дом и соседка, что живет напротив – Степанида Ивановна. Ей уже за 90, живет в компании пожилого родственника. По дому и жильцам видно, что наследники о них должной заботы не проявляют. Зато от риелторов отбою нет – на столе лежит два свежих уведомления, где хозяевам снова предлагают продать их дом. Надо лишь позвонить по телефону.
Степанида Ивановна живет очень скромно, но продавать свой дом не собирается
– Прадаваць не буду, хачу памерцi у сваей хаце, а там, як хочуць сабе, – говорит Степанида Ивановна. – Я ж тут 70 год жыву... Бачыце, зараз мышэй павысялялi, а крысы засялiлiся.
– Это так бабушка шутит, – говорит родственник Степаниды Ивановны. – У нее на каждый случай своя поговорка. Это не со зла. Степанида и ее сестра после войны остались без жилья, поселились в половине соседнего дома. Теперь это здание напоминает развалившийся сарай, а раньше в нем была колхозная контора. Степанида жила там вместе с сестрой, пока не построила свой дом, в котором живет и сейчас. Представляете, две молодые женщины всего за 60 рублей смогли организовать эту стройку. Я до сих пор этому удивляюсь, – говорит родственник.
Дом слева Степанида Ивановна строила вместе с сестрой, а в соседнем доме, что справа на фото, сестры временно проживали
Степанида Ивановна только изредка вставляет в разговор слова и прячет под стол босые ноги. В этом доме прошла, считай, вся ее жизнь. Есть о чем вспомнить, есть о чем пожалеть. Возможно, согласись она на продажу – жила бы в тепле и порядке. Но ей важнее то, чем она сейчас живет – родные стены и воспоминания.
"Соседи в гости друг к другу не ходят, рассадой для грядок не делятся"
Несмотря на список тех, кто сейчас проживает в Веснинке, любой может пройтись по поселку и полюбоваться коттеджами. А посмотреть там есть на что. Пожалуй, самые интересные дома пока находятся на первой береговой линии – там самая дорогая земля в Веснинке. Первые участки чиновникам здесь стали выдавать лет восемь назад. Одним из первых новоселов был бизнесмен Александр Шакутин, здесь же построились теннисистка Виктория Азаренко, на соседней улице живет банкир Александр Раковец, здесь же получали участки глава Нацбанка, экс-глава Госконтроля и другие.
Трехэтажный особняк Александра Шакутина вам покажет любой местный житель. К слову, дом отдельными элементами напоминает проект строящегося продюсерского центра на Коммунистической – детища Шакутина. По крайней мере кажется, что работал над этими проектами один архитектор.
Особняк бизнесмена Александра Шакутина напоминает проект его нового продюсерского центра
Проект здания продюсерского центра на улице Коммунистической
В добротном доме на углу вот-вот ждут хозяина. Там вовсю трудятся ландшафтные дизайнеры – по периметру участка высаживают туи и кустарники. По тому участку, где работа уже завершена, видно, что композиция из зелени смотрится так, как будто росло здесь годами.
Пальму первенства за самый необычный дом местные жители по-прежнему отдают постройке с черным фасадом.
Никого из знаменитостей у тех домов, что уже заселены, мы не встретили.
Кто будет жить в этом доме, местные жители точно не знают. Очевидно, что новосел выгодно использовал расположение своего дома на первой береговой линии: через панорамные окна водохранилище Дрозды видно как на ладони
– Одно могу сказать, что те, кто здесь уже живет, домами не дружат и практически не общаются, – рассказал местный житель Алексей. – Проще говоря, нет такого, чтобы обменивались новыми сортами яблонь или рассадой помидоров – считай, у многих все равно есть хоть маленькие грядки. Скорее всего, это потому, что на участках работают не сами владельцы, а наемные работники.