В 2010 году в Беларуси тоже должен был состояться второй тур президентских выборов.
Об этом в интервью charter97.org заявил координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко, комментируя итоги первого тура президентских выборов в Польше.
- Как Вы прокомментируете итоги первого тура президентских выборов в Польше? Как стали возможны такие сенсационные результаты?
- Действительно, произошла сенсация, потому что базовый рейтинг действующего президента Бронислава Коморовского составлял 67%, а альтернативного, главного оппозиционного кандидата Анджея Дуду практически никто не знал. Здесь могу сказать, что сработал такой известный в литературе по политконсалтингу эффект: при большом количестве кандидатов внимание избирателей сосредоточивается на двух-трех фигурах, и это как раз и произошло.
Потому что и Дуда, и Кукиз вели достаточно динамичную кампанию, а кандидат «Гражданской платформы», в общем-то, стал заложником усталости избирателей Польши от политики правящей партии. «Гражданская платформа» правит в Польше уже восемь лет, действительно, у нее много заслуг, и главное – это успехи в сотрудничестве с Европейским Союзом, в получении прямой финансовой помощи из Брюсселя и огромных инвестиций. Но одновременно в Польше, как в любой стране, существует много проблем, и, на мой взгляд, правящую партию подвела именно коммуникация с обществом. Потому что «почивать на лаврах» в демократических странах, в условиях, когда появились новые медиа в виде социальных сетей, - ну просто нельзя.
- То есть, вы считаете, что кампания президента Польши была недостаточно динамичной?
- Об этом все говорят. Существует, на мой взгляд, определенный перекос информации в Польше, в первую очередь, на телевидении. Потому что большинство телевизионных каналов – это, скажем так, либеральные медиа. Консерватиных СМИ гораздо меньше. И люди не видели на ТВ реального отражения тех проблем, которые их волнуют: это медицина, это образование, это вопросы трудоустройства и зарплат. И здесь имеет место даже не провал кампании самого действующего президента, а именно протест определенных кругов общества - прежде всего, молодежи – против стиля коммуникации правящей партии с населением.
- Цифры поддержки двух ведущих кандидатов на выборах президента Польши некоторым напомнили ситуацию на последних президентских выборах в Беларуси, когда во второй тур должны были выходить Александр Лукашенко и Андрей Санников.
- Да, в Беларуси было десять кандидатов, в Польше — одиннадцать, и естественно, что внимание большинства общества концентрируется на двух-трех кандидатах. Поэтому аналогия по цифрам - буквально полная. Потому что, по нашим данным, в 2010 году Андрей Санников набирал примерно 33-35%, около 15-17% набирал кандидат Владимир Некляев. И ясно было, что должен состояться второй тур, в котором Санников, заручившись поддержкой остальных демократических кандидатов, побеждал. И поэтому, когда Лукашенко «рисует» себе цифры в 80 и более процентов, а на всех остальных кандидатов – менее 10-ти процентов, то это значит, что он просто «сражается» с математикой, выступает против законов статистики и здравого смысла.
Абсолютно ясно, что выборы 2010 года были полностью сфальсифицированы. Разница между Польшей и Беларусью в том, что кандидат от оппозиции сейчас борется во втором туре, а третий кандидат – Кукиз – является, возможно, самым важным человеком в Польше. Потому что от того, как отдадут голоса во втором туре выборщики, его поддержавшие, будет зависеть, кто станет президентом.
В Беларуси реальные победители – оппозиционные кандидаты – оказались в тюрьме. И это вовсе не случайно, это демонстрация того, что Лукашенко с треском проиграл выборы 2010 года.
Об этом писали главы МИД Швеции, Польши, Германии и Чехии в статье «Лукашенко — лузер».
- Каков ваш прогноз: изменится ли политика Польши относительно Беларуси, если президентом станет Анджей Дуда?
- Рано говорить о том, кто станет президентом Польши. Мне кажется, политика в отношении Беларуси не изменится – будет ли новым президентом Анджей Дуда или останется Бронислав Коморовский, потому что, в общем-то, как показали последние слушания в Сейме Польши, по Беларуси существует консенсус ведущих партий. То есть, Беларусь считается диктатурой. Да, необходимо вести торговлю, да, необходимо поддерживать какие-то связи между Беларусью и Польшей – но никакого «прорыва» ожидать не приходится, пока в Беларуси не произойдут политические изменения.