Укатанный толстым слоем асфальта канализационный люк может многое рассказать о приоритетах властей.
Год назад, устав от бесконечных и нерешаемых приключений с заславской водой, расспросил о причинах проблемы бывшего сотрудника местного ЖКХ. Его рассказ только усугубил мой пессимизм. По словам собеседника, денег у города мало, проблемами водоснабжения и канализации занимаются фактически для галочки.
— Воду горячую летом отключают и весь город думает, что мы трубы ремонтируем. На самом деле, практически ничего не делается. Только уж если совсем где-то рвется. А так — трубу откапали, покурили две недели, кое-где швы смолой промазали — и назад закопали. А проблемы накапливаются. Рано или поздно рванет, — предупредил мужчина.
Примерно так обстоят дела и с центральным водопроводом. Трубы старые — на новые денег нет, коротко объяснил бывший коммунальщик.
О том разговоре мне напомнили несколько событий, произошедших на днях. Во-первых, их кранов в квартире снова потекла грязная вода — дважды на протяжении последней недели.
А в самом начале этой недели, гуляя с ребенком, увидел на одной из улиц самый настоящий фонтан канализационных стоков, бьющий из отверстия люка. Вся эта дурно пахнущая жидкость мутным потоком устремлялась к берегу речушки.
В прошлом месяце мне уже доводилось видеть подобное на этой улице, после чего сюда примчались ремонтники и начали ковырять асфальт. Дело в том, что в прошлом году, готовя город ко Дню письменности, близлежащие улицы залили толстым слоем асфальта. Все бы ничего и даже отлично. Но делалось это, как всегда в спешке. В результате практически все канализационные люки были залиты асфальтом. И сейчас коммунальщикам срочно понадобилось их найти и освободить.
Со стороны это выглядит так: один работяга трясется с отбойным молотком, пятеро-шестеро сосредоточенно курят в стороне.
Здесь и возникает вопрос: почему город, у которого нет денег на нормальную воду и канализацию, может себе позволить дорогостоящие фокусы с люками? Ведь нужно заплатить рабочим, учесть затраты на обслуживание спецтехники. А если кто-то машину на одном из люков разобьет? Кстати, недавно житель Глубокого отсудил у местной ЖКХ 50 миллионов рублей за разбитую машину, налетевшую на торчащий люк.
Спрятанные под асфальтом люки — не единственные последствия аврала. Это и расползающаяся под ногами плитка, и просевший грунт. И на все это нужны деньги, которых вечно не хватает.
Проблемы Заславля не какие-то особенные. Они типичны для белорусских городов, переживших ремонтные авралы. И эта увлеченность созданной на быструю руку «красотой по-белорусски» начинает прорываться далекими от прекрасного канализационными стоками.
Семен Печенко, «Салiдарнасць»