Если сравнить последние решения глав нацбанков Беларуси и Зимбабве, у них окажется много общего.
На состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции глава Нацбанка Беларуси Петр Прокопович на вопрос, почему ставки в развитых странах снижаются, а в Беларуси повышаются, ответил следующим образом:
«Потому что эти страны имеют свободно конвертируемую валюту - они могут ее неограниченно выпускать, а мы с вами потреблять. Мы же не имеем возможности выпускать белорусский рубль, за который могли бы купить нефть, газ, все основные ресурсы. Мы покупаем за доллары».
«Кроме того для нас все иностранные кредиты выдаются по высоким ставкам. Нам же не дают кредиты под 1%. Вот и вся разница», - продолжил Прокопович.
«Мы должны проделать огромный путь, чтобы превратить белорусский рубль в СКВ со всеми атрибутами и соответствующими золотовалютными резервами хотя бы к 2015 году. Вот тогда мы сможем проводить ту процентную политику, которую считаем нужной, устанавливать те процентные ставки, которые выгодны экономике», - заявил он.
Гидеон Гоно - худший в истории руководитель центрального банка. Правая рука президента Мугабе, с 2003 года он возглавляет Резервный банк Зимбабве, в январе выпустивший в обращение купюру достоинством в 100 триллионов долларов. В прошлом году потребительские цены в несчастной стране на юге Африки выросли на 6,5 новмедециллионов процентов (новемдециллион - это 10 в 114-й степени). Официальной статистики в Зимбабве не существует, но эксперты утверждают, что цены в стране удваиваются каждые 24,7 часа. Под давлением западной пропаганды Гоно дал интервью Newsweek.
«Традиционные экономисты осуждали меня - мол, печатание денег вызывает инфляцию. Я вынужден был печатать деньги из-за жесточайшей нужды, чтобы не дать погибнуть моему народу. Мне пришлось делать из ряда вон выходящие вещи, о которых не пишут в учебниках. Теперь МВФ попросил США - пожалуйста, напечатайте денег. И вот я вижу, что весь мир занялся тем, что запрещали делать мне», - заявил Гоно.
Отвечая на вопрос, будет ли снова открыта фондовая биржа, которую Гоно закрыл в ноябре, глава центробанка Зимбабве сказал: «Брокеры делали деньги из воздуха. Я напечатал 1,5 квадриллиона долларов, а оборот на бирже был 100 секстиллионов (на восемь порядков больше). Тогда я спросил: «Кто здесь делает мою работу?» Пока не станет больше дисциплины и чести, биржа будет закрыта. Меня не волнует. Я не знаю, когда она откроется. Это свободный рынок, на нем каждому суждено одно из двух - преуспеть или разориться».
Но самая изюминка - это прогноз на 2009 год.
«2009-й будет хорошим годом. Каждое утро я свеж и бодр, потому что хуже быть не может. Тот, кто изучал историю разных экономик, знает, что сейчас мы на дне, и единственное, что может случиться, - мы снова начнем подниматься».