Николай Кузьмич в 2014 году переделал лицевую сторону святыни, который сам и восстановил. Главная проблема — обратная сторона креста.
Увы, никто не спешит с помощью, хотя на всю работу требуется 15—20 тысяч долларов, пишет «Белорусская правда».
— Вы входите в пятерку самых знаменитых художников-ювелиров мира в технике горячей эмали. Не давит слава?
— Я не отношу себя к знаменитостям. Культура на пустом месте не растет, да и чудес на этом свете не бывает. А крест Ефросиньи Полоцкой — это, прежде всего, памятник ювелирного искусства. Он нуждается в досмотре. Но сильные мира сего думают иначе…
— Где же вы нашли спонсоров, чтобы переделать лицевую сторону креста?
— Не буду называть всех поименно, но передайте им через газету огромное спасибо. Крест теперь совершенно другой: приблизился к оригиналу, который сделал Лазарь Богша — с совершенными орнаментами, с ликами святых. Крест можно триста лет переделывать — пределу совершенства нет.
— Почему же нет должной помощи от государства? Все-таки речь о национальной святыне…
— Я обратился к председателю Брестского облисполкома Анатолию Лису, который переправил мое обращение к митрополиту Павлу. Напрямую к Лукашенко обратиться невозможно… А Павел ответил губернатору: крест в нормальном рабочем состоянии. В общем, опять нужны спонсоры, а спонсоров нет!
— Вы лауреат множества премий, награждены орденами и медалями, с 2004 по 2010 годы возглавляли Брестское отделение союза художников. Вас называют вторым Лазарем Богшей. Должны как сыр в масле кататься…
— О чем разговор… Мне приходится каждый день отрабатывать мое масло, работать не покладая рук. Все гораздо сложнее, чем вы представляете.
— Какие собственные произведения искусства вызывают у вас особую гордость?
— Осенью состоится моя персональная выставка экспериментальной эмали в Минске. К сожалению, в Беларуси нет галерей, способных продюссировать художника, — вообще ничего нет! Закон о драгоценных металлах ставит нас в такое положение, что никто и работать не хочет….
— Что особенного в этом законе?
— Самая большая моя проблема — содержание мастерской. Ведь лицензия на работу с драгметаллами предполагает статус индивидуального предпринимателя: ты должен содержать охрану, иметь «тревожную кнопку» — все сложно. Содержание мастерской обходится в 5—6 миллионов рублей в месяц. Вроде бы и немного — 300—400 долларов. Но ведь вначале их надо заработать!
— На заре своей деятельности вы являлись членом БНФ «Адраджэньне». Почему отошли от общественно-политической деятельности?
— Это было во времена Зенона Позняка, у меня даже членский билет есть. Но потом я возложил на свои плечи восстановление креста Ефросиньи Полоцкой — поглотило творчество.
Мои работы еще во времена Советского Союза закупили музеи декоративно-прикладного искусства в России, Германии. Лично передал в Национальный музей 83 своих работы — хоть коллекция сохранится.