На валютном рынке Беларуси зреют серьезные перемены — в ближайшие недели страна перейдет на другой механизм курсообразования.
По информации БелаПАН, в связи с этим уже состоялись тренировочные валютные торги. В рамках нового механизма банкам придется «ловить» лучший курс обмена валют для предприятий. А по какому курсу иностранную валюту «словит» население?
Новая технология курсообразования
Тренировочные валютные торги, в ходе которых обкатывался новый для Беларуси режим двойного аукциона, проходили уже дважды — 6 и 12 мая. В основном они были посвящены тестированию программного обеспечения, которое в сыром виде, как всегда, содержит определенные баги.
Предполагается, что официально новый режим курсообразования заработает 1 июня. Причем планируется, что торги в рамках непрерывного двойного аукциона будут длиться только один час, а не весь день, как предполагали многие.
По итогам торгов, которые будут проходить в рабочие дни с 11 до 12 часов, будут определяться официальные курсы иностранных валют.
Итак, в чем же отличие у двойного аукциона от действующего механизма курсообразования — фиксинга? Главная отличительная особенность — в роли Нацбанка.
«В условиях двойного аукциона Нацбанк станет рядовым участником торгов. А сегодня Белорусская валютно-фондовая биржа (работой которой руководит Нацбанк как главный акционер. — Д.З.) собирает все заявки на покупку и продажу валюты и является окончательной инстанцией, которая на основании спроса и предложения определяет курс», — пояснил эксперт в банковских кругах.
Нынешний режим курсообразования многим представляется непрозрачным, поэтому международные финансовые организации рекомендуют его совершенствовать.
«С одной стороны, закон спроса и предложения сегодня действует, и если спрос превышает предложение, курс иностранной валюты вырастет. Однако насколько он вырастет — вопрос открытый, и закрывается он не очень прозрачно, а по сути, административно — на основании решения Нацбанка», — объясняет старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.
Банки, которые обкатывали в ходе тренировочных торгов механизм двойного аукциона, отмечают, что новая система курсообразования более прозрачна. В режиме двойного аукциона котировки (с указанием предлагаемого объема валютообменных операций и желаемого курса) видны всем участникам торгов.
«Мы видим справа на терминале — заявки на покупку иностранной валюты, слева — на продажу. Каждый банк выставляет заявки в режиме реального времени, аукцион длится целый час, и все самостоятельно принимают решения о сделках», — пояснил участник тренировочных торгов с использованием двойного аукциона.
Правда, кто именно выступает продавцом и покупателем иностранной валюты, участники торгов видеть не будут, и закрытость информации в этой части не является уникальностью белорусской системы реализации двойного аукциона.
Банки будут конкурировать за лучший курс
Интересы предприятий, которые хотят продать или купить иностранную валюту, на бирже представляют банки.
Сегодня заявки на покупку и продажу иностранной валюты удовлетворяются по единому биржевому курсу. При новом механизме, когда торги будут проводиться в режиме двойного аукциона, банкам придется осуществлять валютообменные операции по разным курсам. И вот тут между банками развернется конкуренция за лучший курс покупки (продажи) иностранной валюты на бирже.
В качестве иллюстрации приведем ситуацию, когда банку необходимо реализовать на бирже 30% валютной выручки экспортера в счет обязательной продажи.
«При нынешних правилах клиенты продают валюту по одному и тому же курсу. Торги в режиме двойного аукциона предполагают, что один банк продаст валюту по лучшему курсу, другой — по худшему, третий — по средневзвешенному. Как к такой ситуации будут относиться клиенты банков — сложно сказать», — отмечают участники майских торгов.
Банкиры опасаются, что из-за разных курсов, по которым в новых условиях будет продаваться и покупаться иностранная валюта, предприятия могут предъявлять претензии финансовым посредникам — мол, сделка совершена по невыгодному курсу.
Поэтому можно предположить, что после внедрения режима двойного аукциона между банками обостриться конкуренция — каждый будет «ловить» лучший курс для своих клиентов.
Как внедрение двойного аукциона скажется на котировках в обменных пунктах, куда население ходит покупать валюту?
Учитывая непредсказуемость котировок на торгах, банки, с одной стороны, будут заинтересованы увеличить спрэд между покупкой и продажей валюты в обменных пунктах. Однако конкуренция между банками заставит учитывать и интересы населения.
«Банки зарабатывают на минимизации маржи и максимизации оборота. Конкуренция заставит банки сужать спрэд между курсом покупки и продажи иностранной валюты», — прогнозирует топ-менеджер одного из банков.
Впрочем, эксперты финансового рынка допускают, что волатильность на валютном рынке может возрасти в первые дни торгов по новым правилам.
«Вначале волатильность может вырасти, возможны технические сбои, другие проблемы переходного периода, но со временем всё нормализируется. В этом году мы уже привыкли к волатильности котировок, когда курс колеблется до 2% за один день. Вряд ли волатильность на наличном валютном рынке после официального старта торгов по новым правилам будет намного выше», — прогнозирует Вадим Иосуб.
Снижению волатильности на валютном рынке будут способствовать и действия Нацбанка. После запуска двойного аукциона Нацбанк намерен выходить с валютными интервенциями на рынок в тех случаях, когда колебания котировок во время торгов будут казаться регулятору слишком большими.
Почему понадобился аукцион?
На протяжении многих лет биржевые курсы иностранных валют определялись в Беларуси с использованием упомянутого выше режима фиксинга. О планах перейти на двойной аукцион официально сообщил в начале мая глава Нацбанка Павел Каллаур.
«Правильно было бы перейти на еще более гибкую политику обменного курса с использованием непрерывного двойного аукциона, чтобы снять всякие домыслы со стороны экономических агентов», — подчеркивал Павел Каллаур, констатировав, что полного доверия нынешний режим курсообразования у предприятий и населения не находит.
Сомнения общественности в том, насколько обменный курс белорусского рубля является рыночным, имеют глубокие исторические корни.
До 2014 года денежные власти пытались административно управлять котировками на валютном рынке и тем самым старались сдерживать темпы девальвации. Кстати, именно по причине такой политики, считают эксперты, идея перехода на непрерывный двойной аукцион ранее не находила поддержки в коридорах власти.
«Денежные власти до 2014 года придерживались политики предсказуемой динамики обменного курса, пытаясь тем самым ограничить девальвационные ожидания. Соответственно, волатильность котировок, которая возможна в случае перехода на двойной аукцион, ранее была неприемлема», — полагает финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
После девальвации, состоявшейся на рубеже 2014-2015 гг., Нацбанк отказался от жесткой фиксации обменного курса и сделал его более гибким, привязав к корзине иностранных валют. Переход на торги с использованием двойного аукциона — очередной шаг в сторону более гибкой курсовой политики.
«Валютные торги с использованием двойного аукциона проводятся во многих странах, и наши шаги в этом направлении соответствуют мировой практике. Возможно, мы идем по этому пути сегодня еще и потому, что международные финансовые организации, которые являются кредиторами Беларуси, рекомендуют нашей стране двигаться в сторону более гибкого, прозрачного и рыночного курсообразовани», — считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.
При этом эксперт предполагает, что полностью прозрачным режим курсообразования после появления двойного аукциона не станет.
К слову, в России, где используется такой режим, Центробанк публикует ежемесячно информацию о валютных интервенциях. В Беларуси сведения о том, сколько государство тратит на поддержание обменного курса рубля, никогда ранее не публиковались.
«В отличие от России, в Беларуси золотовалютные резервы невелики. В этих условиях, чтобы не провоцировать рост девальвационных ожиданий и спекулятивных операций во время торгов, белорусский Нацбанк вряд ли станет публиковать информацию об объемах валютных интервенций», — резюмировал Валерий Полховский.