Бывший политзаключенный не видит смысла в участии оппозиции в президентских «выборах».
Лидия Ермошина не скрывает своих намерений и при любом удобном случае напоминает о том, что впереди — такой же спектакль со вбросом бюллетеней, как 20 лет подряд. Бывший политзаключенный, ветеран Афганской войны Николай Автухович является одним из самых известных бизнесменов Волковыска. Местные его уважают несмотря на все старания властей его очернить и подмять под себя. Когда-то он отказался от пособничества руководству местной налоговой — и за это оказался в тюрьме. В интервью сайту charter97.org он заявил, что «Ермошина — это вообще такой человек, на высказывания которого даже не стоит обращать внимание, марионетка» и отметил, что не считает нужным участвовать в «выборах».
— Недавно глава ЦИК сказала, что «выборы — как жизнь, все знают, чем они закончатся».
— Когда-то Ермошина давала мне отписки, когда я баллотировался в депутаты в «палату представителей». Мы тут на одном участке, в школе в деревне Конюхи поймали директора школы, которая была председателем избирательной комиссии. У нее было две урны для бюллетеней. Она одну урну спрятала, забежала в кабинет, а другая урна стояла возле милиционеров. У нас были операторы, которые это все засняли. Также взяли интервью у милиционеров, которые подтвердили факт наличия двух урн. Мы это все запротоколировали и отправили жалобу в ЦИК. И таких нарушений было много: было составлено 75 жалоб. А Ермошина говорит: да, мол, нарушения были признаны, но нарушения на одном вашем волковысском участке не могут повлиять на результаты всей Беларуси. Но если нарушения признаны, так почему никто так и не был за них наказан? Вот такая она женщина, эта Ермошина.
— Какова должна быть реакция на такие бесстыдные заявления председателя избиркома уже сегодня?
— Я и когда сидел говорил, и сейчас говорю, что поскольку выборов не было, нет и не будет, нечего туда ходить. Нужно приложить максимальные усилия для того, чтобы как можно больше людей их бойкотировали. Что касается единого кандидата, я считаю, что именно Николай Статкевич является той фигурой, вокруг которого сегодня можно объединиться и объединить людей. Но ведь никто его кандидатом не сделает, поэтому и выборов не будет. Выборы будут тогда, когда Лукашенко не будет у власти. Тогда все поменяется. Тогда и будут выборы. А скоро так и будет.
— Вы чувствуете, как поменялась жизнь? Как живется людям в Волковыске?
— В нашем маленьком городе очень хорошо чувствуется, как стало тяжело жить. Если в Минске еще как-то зарплаты платят, некоторые предприятия работают, то здесь ситуация выглядит совсем иначе. Моя родная сестра работает в государственной поликлинике. Получает 1 миллион 700 тысяч. И она за них живет! Все люди стали так получать. Кому-то зарплату урезали, кого-то вообще сократили. Все уже просто стонут. А вы знаете, чем обычно такое заканчивается. Это только начальная стадия, а дальше будет только хуже. Поэтому какой-то конец будет и он уже близок.
Напомним, первый раз Николая Автуховича арестовали в октябре 2005 года, обвинив в якобы неуплате налогов, тогда его осудили на три с половиной года. Он был одним из шести политзаключенных, освобожденных в результате жестких санкций США и Евросоюза.
Второй раз его арестовали 8 февраля 2009 года.
В мае 2010 года за перевозку и хранение пяти патронов к охотничьей винтовке Верховный суд Беларуси признал его виновным по части 3 статьи 295 Уголовного кодекса (незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ) и приговорил к пяти годам двум месяцам лишения свободы в условиях строгого режима.
Правозащитники признали Николая Автуховича политзаключенным, осужденным за свою активную общественную деятельность и борьбу с коррупцией. Кроме того, отмечают они, в ходе суда над ним были допущены серьезные процессуальные нарушения.
Николай Автухович вышел на свободу 8 апреля прошлого года.