При этом застройщик с долей государства в уставном фонде 99,18% обанкротился.
Дом №34 по улице Янковского в Минске уже заселен, но остается ряд проблем. Подземный паркинг не достроен, офисные помещения пока пустуют, потому что за них продолжается тяжба в судах, а о благоустройстве двора никто уже и не говорит, пишет «Наша Нiва».
При упоминании названия компании «Монолитград» дольщиков прямо-таки трясет. Столько проблем своим клиентам создали! Вкладывая средства, дольщики рассчитывали на серьезный подход — все же акции компании принадлежат Министерству архитектуры и строительства. Однако реальность оказалась иной.
Некоторые потеряли по несколько тысяч долларов, у отдельных вкладчиков сумма ущерба достигла десятков тысяч. Повезло лишь тем, кто подключился к строительству в самом конце. Среди них — министр спорта и туризма, бывший пожарный и замглавы МЧС Александр Шамко. Впрочем, обо всем по порядку.
Выгодное предложение
Проектная декларация на строительство дома по улице Янковского появилась еще в 2009 году. По плану УП «Стройтех», предполагалось заселить 192 квартиры в 2011 году. Квадратный метр стоил около 3,1 миллиона рублей, по тогдашнему курсу — около $1100. Цена была фиксированной и учитывала вероятное подорожание стройматериалов.
Предложение казалось выгодным. Дом, хотя и не панельный, а каркасно-монолитный, не относился к «домам повышенной комфортности». Это позволяло очередникам на улучшение жилищных условий получать льготные кредиты на строительство в нем под 5%.
Строители отставали от сроков, но некритично. Руководство компании объясняло это нехваткой рабочих. Вскоре стала известна истинная причина. В конце 2010 года против гендиректора, начальника строительного участка и прораба «Стройтеха» было возбуждено уголовное дело. Они, как подозревало следствие, перебрасывали рабочих на возведение собственных коттеджей под Минском.
Произвольная доплата
Во время валютного кризиса весной 2011 года стройка стала намертво. Впрочем, такая же беда тогда приключилась и с другими домами, поскольку банки приостановили перечисление по кредитным договорам во всей стране. Но если бы «Стройтех» своевременно освоил накопленные на счетах средства, дом уже был бы полностью достроен.
Многие дольщики на тот момент выплатили всю положенную сумму и ждали выдачи ключей.
Застройщик отреагировал мгновенно, потребовав от дольщиков доплаты. Цена квадратного метра без объяснения причин возрастала на 36%. Цифра была взята с потолка. Люди возмутились, и после обращения к чиновникам удалось частично «скинуть» сумму доплаты.
Стратегия поведения дольщиков была различной. Одни выплатили деньги по требованию застройщика, другие писали жалобы.
Дело дошло до первого заместителя министра архитектуры и строительства Ирины Архиповой (это ее мужа, заместителя генерального прокурора Александра Архипова, позже осудят за злоупотребление властью и взяточничество на 6 лет колонии строгого режима). Чиновница фактически встала на сторону застройщика: доплатить все же надо.
Суд на стороне
Получив письма с предложением подписать дополнительное соглашение с новой ценой, дольщики должны были через некоторое время дать ответ — согласны с документом или нет. В первом случае нужно было доплачивать, во втором — расторгнуть договор с застройщиком с последующим возвратом вложенных в строительство средств.
Однако в законодательстве оставалась брешь. Некоторые принципиальные дольщики игнорировали письма, которые рассылал «Монолитград». А коль они не получали писем, то и договор с ними разорвать было нельзя.
И когда «Монолитград» исключил этих людей из списка дольщиков, они решили отстаивать свои права. Но тщетно. Суд отклонил все требования дольщиков, зато удовлетворил встречный иск государственного застройщика. Несколько 4-комнатных квартир оказались вакантными.
Тем временем приключения «Монолитграда» продолжались. В середине 2013 года было заведено уголовное дело против бывшего руководителя компании Валерия Прокудина. Его подозревали в злоупотреблении должностными полномочиями — якобы он оформил на работу знакомого и дочь сожительницы, предоставил им вне очереди служебное жилье, которое впоследствии было приватизировано и продано.
Некоторые его схемы жильцы дома расхлебывают до сих пор. Например, офисные помещения были проданы по заниженной фиксированной цене квадратного метра, даже дешевле, чем для дольщиков-льготников.
Раз директор, два директор, три… И все в тюрьме
На место прежнего директора пришел молодой чиновник из Минархитектуры. 30-летний Сергей Парменов был начальником управления внешнеэкономической деятельности.
А в конце 2013 года задержали и его… Парменова задержали на рабочем месте при получении взятки в особо крупном размере. Кроме того, по информации «Ежедневника», в материалах следствия были зафиксированы дорогие подарки директора в адрес заместителя министра Ирины Архиповой.
Дольщикам пришлось опять сбрасываться для завершения строительства. Сдача дома происходила в 2013 году по частям, подъезд за подъездом.
Вакантные 4-комнатные квартиры, изъятые в процессе строительства у неуступчивых дольщиков, обрели новых хозяев весной 2014 года. Квартиры продавали уже в готовом доме — никаких рисков незавершенного строительства.
Дополнительную проектную декларацию «Монолитград» почему-то не опубликовал, а попросту продал квартиры по своим каналам. Одним из покупателей стал министр спорта и туризма Александр Шамко.
$1134 и $1650 за квадратный метр
Чиновнику досталась просторная 4-комнатная квартира площадью 92 м2. Квадратный метр в готовой квартире обошелся Шамко $1134. Любопытно, что «Монолитград» даже согласился подождать, пока министр соберет нужную сумму. Почему же, несмотря на проблемный дом, эта цена оказалась выгодной?
На тот момент в Минске не было ни одной новостройки, где квадратный метр стоил бы дешевле, чем $1250, и это в домах с заселением еще только через год-два! А на вторичном рынке средняя цена составляла $1650 за метр.
В такой ситуации застройщики продают квартиры по рыночной цене. Но «Монолитград», который и без того весь в долгах, поступает иначе.
Шамко пояснить отказался
Почему так произошло? Газета направила Александру Шамко письмо с просьбой пояснить обстоятельства сделки. Помощник министра спорта Иван Русак заявил, что Шамко поручил ничего не отвечать на обращение издания.
За январь—сентябрь 2014 года чистые убытки «Монолитграда» составили $2,2 миллиона. Расплатиться по долгам компания не может. Скорее всего, дольщики, договора с которыми были расторгнуты в судебном порядке, не получат никакой компенсации.
Государственный застройщик находится на грани банкротства. Телефонные номера компании не отвечают, офис закрыт.
***
Александр Шамко. Родился в 1968 в Минске. Окончил Минский политехнический техникум (1987), Командно-инженерный институт МЧС (2000), Академию управления (2009).
Служил в армии (1987—1989), в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (1989—2012). Начальник республиканского отряда специального назначения МЧС (2007—2008), заместитель министра по чрезвычайным ситуациям (2008—2012). Министр спорта и туризма (с 2012 года).
***
«Монолитград». Строительная компания. Открытое акционерное общество, образованное на базе УП «Стройтех». Доля государства — 99,18%.