Художник Владимир Круковский сравнил, как шла работа над первым гербом независимой Республики Беларусь в 1991 году, с тем, как создавали вариант для «референдума» в 1994-м.
Признание бывшего руководителя президентской администрации Леонида Синицына, что именно он - автор герба Беларуси, принятого после майского референдума 1994 года, вызвало широкий резонанс, по крайней мере среди белорусских художников, передает «Радыё Свабода».
Могло ли так произойти на самом деле, что непрофессионал сделал эскиз, и он сразу же стал государственным гербом, без обсуждения, принятия специалистами?
«Если он сам говорит, что это сделал, значит, это возможно. Взять чужую работу и добавить к ней пару черточек - в юридической терминологии это называется плагиатом. Кража, с латыни. Автором его ну никак невозможно считать. Ведь в понятие «плагиата» входит не только кража текста, цитаты, четверостишия: даже если фрагмент один украден - это уже плагиат, воровство. Даже сама идея или художественный образ, использованный кем-то, это уже плагиат.
Ну, а про авторство Синицына я вообще не хочу говорить, потому что не о чем говорить. Так как это не герб, это пустышка. Это советское лишь бы что, которое было когда-то у всех советских республиках, а у нас и по сей день оно осталось. Та же самая ситуация и с флагом», - говорит один из соавторов герба «Погоня», утвержденного в 1991 году национальным символом, государственным гербом независимой Беларуси, художник Владимир Круковский.
И хотя делать шаржи, карикатуры из государственных символов во всем мире не принято, Владимир Круковский еще в 1997 году не сдержался и сделал «Белорусскую модель».
«Пустая кастрюля лежит на боку - тут же все понятно. Смысл, сверхзадача – в слове «крышка». А «крышка» имеет очень много смыслов: это «конец», это «хана», это «кирдык» - все это «крышка». Вот почему я придумал вот этот сюжет с современным гербом», - говорит художник.
Владимир Круковский напомнил, как шла работа над первым гербом независимой Республики Беларусь в 1991 году. После того как Верховный Совет принял решение, что новыми национальными символами будут «Погоня» и бело-красно-белый флаг, была создана специальная комиссия по разработке эталонов символики из опытных людей. А в группу по созданию образцов вошли Евгений Кулик, Микола Купава, Лев Бартлов и он. А кураторами были депутаты Олег Трусов и Зенон Позняк.
«Работали очень напряженно. Были споры по цвету на флаге - остановились наконец на карминно-красном. Была проблема с наконечником для флага - коммунисты из Верховного Совета на полном серьезе предлагали или звезду, или серп и молот туда всунуть. Однако было утверждено классическое навершие с шестиконечным крестом. И эталоны утверждены специальными законодательными актами», - говорит Владимир Круковский.
«Есть же сборник законодательных актов, и здесь все расписано: состав комиссии, функции, обязанности, председатель, даже есть законодательно утвержденные образцы ткани, из которой нужно флаг шить. Все разработано подробнейшим образом было. Вот так надо работать, а не так, как Синицын: сел за стол и написал эскиз на салфетке в кафе», - говорит художник.
И все-таки, если верить Синицыну и он действительно нарисовал эскиз, то до сих пор нет уверенности, кто из художников довел дело до конца, сделал цветное оформление. Ходили слухи, что герб дорисовывал сын народного художника Михаила Савицкого Андрей.
В еженедельнике «Свободные новости» за 21-28 ноября 1997 года опубликовано интервью Андрея Савицкого, где он говорит:
«Конкретного автора БССР-овского герба нет, есть исполнитель чужих идей народный художник Волков. Нынешний герб конкретного автора не имеет. На 50% его автор - автор идеи возвращения старой символики, а на остальные 50% - оператор компьютера, что скопировал карту Беларуси. Нет и конкретного художника-исполнителя...
На этот новый герб никто не может даже подать на авторские права, потому что если появится какой-нибудь условный художник Иванов и потребует их, то потомки Волкова смогут подать на него в суд - калька нового герба полностью ложится на кальку волковского. Единственное, могу назвать фамилию скульптора Папсуева, работавший над объемной образом. Что касается флага, то это вообще чистая калька старого БССР-овского: заменить фон орнамента - это пару раз щелкнуть «мышкой» компьютера».
Несколько месяцев назад Андрей Савицкий умер. Интервью с ним, датированное 1997 годом, показал художник Владимир Круковский.
«Уже ни одного нет Савицкого, ни другого. Но сам Андрей пишет, что приходили в мастерскую Михаила Андреевича с какими предложениями и просьбами. И Савицкий-старший предлагал объявить конкурс, комиссию создать - это со слов Андрея. Но от этого отмахнулись, сделали «кабинетного способом» - на листе бумаги», - вспоминает Владимир Круковский.
То есть получается, что к нынешней символики ни народный художник Беларуси Михаил Савицкий, ни его сын Андрей никакого отношения не имеют.
Что касается «Погони», то в 2007 году постановлением Совета Министров герб «Погоня» был включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Гордится ли этим один из авторов герба Владимир Круковский?
«Но законодательство под это понятие никто не разрабатывал, его нет. Как относиться к историко-культурной ценности? Если это, допустим, древнее здание, на котором висит табличка - это означает, что нельзя из него выбить кусок кирпича или разбить стекло, это будет уже криминал. Что касается герба «Погоня», то это же не конкретный рисунок. Поэтому любая «Погоня» - неважно, кем она изображена, как она изображена. Главное, чтобы она соответствовала тем историческим нормам и стандартам, которые еще были разработаны или утверждены при князе Витене: это всадник на белом коне с поднятым мечом. И что с того, что она объявлена ценностью? Ничего. Защиты же нет» , - считает Владимир Круковский.
И все-таки, есть ли у художника Круковского, соавтора герба «Погоня», который был государственным символом с 1991 по 1995 годы, надежда на то, что когда-нибудь всадник на белом кони вернется?
«За 20 лет после референдума никогда, ни одной минуты меня не покидала мысль, и это даже не надежда - уверенность, что «Погоня» вернется на свое место. Которая - не важно. Возможно, будет новый конкурс, может, будет другой образец принят, но она вернется обязательно. Это неизбежный исторический процесс. Потому что у нее такая колоссальная историческая база! Ей столько лет, что просто по статусу своему, по продолжительности существования она стала бессмертной. Никакие обвинения в коллаборационизме, никакие ссылки на подобие - нет никаких оснований, чтобы ее уничтожать», - считает художник.